Смекни!
smekni.com

Объект изучения социологии и его особенности (стр. 19 из 58)

Социальные движения включают огромное количество людей, мобилизованных для отстаивания социальных изменений или сопротивления социальным изменениям. Они представляют собой организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформации – наиболее яркие примеры.

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа.

Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам. Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были у власти.

Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества. Средневековые коммуны, движение зеленых, движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Англий­ский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771-1858) основал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, а вскоре данное утопическое движение прекратило свое существование.

Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.

Такие цели требуют экстраординарных средств. Хотя и не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является «визитной карточкой» революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, в Западной Европе, Латинской Америке.

Среди современных социальных движения можно привести примеры и реформаторского – экологическое движение, и регрессивного – фундаменталистские движения.

Большой размах во второй половине 20 века приобрели экологические движения. Экологические движения стали результатом осознания реальной опасности исчезновения человечества по причине хищнического и неразумного отношения к природной среде. Экологические движения, приобретающие вей больше влияния, отличаются разнородностью. Реформистски настроенные «зеленые» видят свою задачу в информировании общественности об «экологических рисках», разумном контроле деятельности промышленных объектов, отслеживании состояния окружающей среды и т.д. Они стремятся войти в законодательные органы своих стран, чтобы иметь возможность реально влиять на политику. Существуют более радикально настроенные «зеленые», для которых решение экологических проблем означает переустройство существующего социального порядка. Они часто являются сторонниками анархических идей и предпринимают решительные акции протеста - таранят танкеры и т.д.

Экологическое движение имеет огромное позитивное значение. Оно привлекло внимание общественного мнения к экологическим проблемам, заставило осознать степень риска, которую несет в себе техническая цивилизация, и принять ряд мер, смягчающих этот риск. Экологическая экспертиза товаров и промышленных объектов стали нормой жизни в цивилизованных странах. Однако решение экологических проблем очень далеко от завершения. Глобальные экологические проблемы продолжают нести реальную угрозу выживанию человечества.

Говоря о социальных движениях в современном мире, невозможно обойти вниманием фундаменталистские движения. Термин «фундаментализм» был применен впервые для обозначения консервативно настроенных групп протестантов в США в начале 20 в. Позже этот термин получил более широкое распространение.

Фундаменталистские движения – движения религиозные. Они существуют сегодня во многих религиях - христианстве, иудаизме, буддизме и др. Но особенно известен исламский фундаментализм, благодаря его активной политической деятельности и связи многих фундаменталистских исламских организаций с терроризмом. Все, что будет сказано ниже, относится, прежде всего, к исламскому фундаментализму.

Фундаменталисты отвергают основы современной цивилизации и призывают к возврату к той или иной религиозной традиции. Фундаменталисты уверены, что именно они сохранили истинную веру во всей чистоте и полноте, поэтому они могут противопоставлять себя не только «безбожному миру», но и традиционным религиозным организациям, «исказившим» истинное учение.

Фундаментаписты стремятся создавать собственные замкнутые анклавы «истинных верующих», отгораживаясь от «лежащего во зле» мира. Это не мешает, однако, многим фундаменталистким организациям вести активную вербовку новых сторонников.

Обвиняя современную цивилизацию, фундаменталисты, тем не менее, пользуются ее плодами, например, оружием. Многие фундаменталистские организации вербуют сторонников и распространяют информацию через «Интернет», имеют собственные издательские центры.

Фундаменталистские движения отличаются воинствующей нетерпимостью к любому инакомыслию, которое способно подорвать веру. Участники таких движений считают себя богоизбранными. Результат деятельности победившего фундаментализма можно было наблюдать на примере недавних событий в Афганистане, находившемся под властью сторонников движения «Талибан».

Фундаментализм наиболее распространен в странах «Третьего мира» и представляет собой реакцию на доминирование в мире западной цивилизации. Фундаментализм можно толковать и как попытку отстоять свою культурную традицию перед натиском «западных» ценностей и идеалов. Однако средства для «противостояния Западу» зачастую с Запада и привлекаются.

Отмечая причины возникновения, в частности, исламского фундаментализма, нельзя сбрасывать со счетов такой фактор, как непродуманная политика некоторых западных стран. Тот же самый «Талибан» поддерживался США для противостояния советскому влиянию в Афганистане. Результат же оказался совершенно неожиданным.

Перечисленными движениями отнюдь не исчерпывается перечень всех социальных движений, существующих в современном обществе. Мы остановились лишь на наиболее заметных. Можно назвать еще многочисленные фашистские и националистические движения; антиглобалистское движение, направленное против процессов международной интеграции; многочисленные движения за равноправие тех или иных меньшинств, новые религиозные движения (не связанные с фундаментализмом) и др.

В заключение скажем несколько слов о социальных движениях в России. Политическое устройство СССР не благоприятствовало возникновению социальных движений, хотя само советское государство возникло в результате мощнейшего социального движения. Движения и общественные организации, существовавшие в СССР, создавались и контролировались государством. Можно назвать, пожалуй, только одно социальное движение, возникшее самостоятельно - диссидентское движение, появившееся в 60-х годах. Цель диссидентов состояла в, защите прав человека. Их деятельность заключалась в распространении запрещенной советской цензурой литературы («Самиздат»), организации акций протеста (причем эти акции не могли быть масштабными и чаше всего принимали форму протеста нескольких человек или индивидуального протеста). Диссидентское движение было малочисленным и не имело большого влияния. Отсутствие возможности свободного распространения информации, постоянный контроль и репрессии со стороны правоохранительных органов приводили к тому, что о деятельности диссидентов подавляющее большинство населения вообще не знало.

Демократические преобразования в советском обществе, начавшиеся во второй половине 80-х годов, привели к активизации социальных движений. Во многих республиках возникли так называемые «народные фронты», стремящиеся к достижению национальной независимости и созданию собственной государственности. Возникли политические движения – «Демократическая Россия» и др. Сформировались политические партии. В стране стало распространяться экологическое и женское движение. Интерес к прошлому вылился в создание движений возрожденческого типа, характерным примером которых является движение за возрождение казачества.

К сожалению, возникли движения и организации фашистского и националистического толка. Среди исламского населения бывшего СССР стали распространяться фундаменталистские идеи.

Большинство социальных движений, возникших за последние годы в российском обществе, пока не отличаются стабильностью и большим влиянием на общественное мнение.

§ 8. Общая характеристика мирового сообщества и

мировой рынок. Постиндустриальное общество

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Тенденция к объединению вызвана потребностью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем, таких как угроза ядерной катастрофы, экологическая проблема, здравоохранение и космос. Но самую глубокую основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие мирохозяйственных связей.

Международное сообщество объединяет государства, имеющие свою национальную и экономическую самобытность. Основными критериями, отличающими различные хозяйственные системы, являются возможности использования передовой техники и технологии производства, а также степень овладения принципами рыночного устройства экономики.