Смекни!
smekni.com

Объект изучения социологии и его особенности (стр. 30 из 58)

Массовая культура, как правило, обладает меньшей ху­дожественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она явля­ется авторской.

Популярная культура. Проблемы популярной культуры, неточно обозначаемой как культура масс или подчинен­ных классов, обсуждаются в двух основных теоретических областях. Критики популярной культуры, например, представители франкфуртской школы, определяют ее как тривиальную, коммерциализированную и пассивную. В рамках этой концепции «популярная культура» уравнива­ется с «массовой культурой», однако, согласно противо­положному подходу, она обладает качествами созидательности и подлинности. Существует также расхождение во мнениях относительно того, является ли популярная культура специфическим продуктом современного урба­низированного общества или ее можно также рассматри­вать, например, как феномен культуры средних веков.

В Британии дискуссии в основном велись о том, явля­ется ли популярная культура оппозиционным движением, бросающим вызов общепринятым вкусам и ценностям, или же она консервативна и коммерциализирована. В слу­чае с популярной музыкой монополизация рынка и дея­тельности популярных групп крупными корпорациями в целом вела к маргинализации радикального творчества, обеспечивая производство стандартизированных продук­тов.

Популярная культура не обязательно является культу­рой общедоступной; ее разнообразие отражает возраст­ные, половые и классовые различия в аудитории. Социо­логические исследования молодежной культуры в частности говорят о том, что существует определенное множества субкультур, основанных на специфических массовых, региональных и половых различиях.

Культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях в определенных конкретных фор­мах. Для отражения этой конкретной формы бытия куль­туры в социологии используется понятие субкультуры. Субкультура – это набор символов, убеждений, ценнос­тей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не от­рицает господствующей культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связа­ны с особенностями жизнедеятельности тех или иных со­обществ.

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследо­ваниях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные, субкуль­туры имеют своей задачей решение проблем принадлежа­щих к ним людей, видящих в принадлежности к субкуль­туре некоторую компенсацию своей «неудачи» в большом обществе. Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных сти­лей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматрива­ют практику субкультур как выражение оппозиции гос­подствующей культуре.

Понятие субкультуры связано с двумя основными ана­литическими проблемами. Остается неопределенным, что является основными факторами развития субкультур. Некоторые исследователи полагают, что новейшие суб­культурные феномены фактически представляют собой уклонение рабочего класса от требований культуры клас­са господствующего. Понятие субкультуры предпола­гает существование ярко выраженной господствующей культуры, однако сегодняшняя культурная фрагментация делает проблематичным выделение такой по определению обобщенной культуры.

Можно выделить западные, восточные, национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры, суб­культуры организаций, социальных групп и т. д. Термин «национальная культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов пове­дения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. В государстве, однород­ном в лингвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько различных наци­ональных культур. Другой важнейшей формой является конфессиональная субкультура. Конфессиональная куль­тура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой об­щности формируется общность символов, ценностей, иде­алов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религи­ях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. Опять-таки, в этих суб­культурах возможны свои субкультуры.

Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы и ролью, кото­рую в обществе играют ее представители.

§ 5. Социокультурные суперсистемы

В современном мире четко просматриваются идущие из истории две основные социокультурные тенденции (взаимо­действующие, обогащающие друг друга, но сохраняющие свою целос­тность): Запад и Восток. Запад и Восток как две мировые тра­диции выявляют свои различия при решении коренных вопросов бытия: 1) в отношении к личности западный че­ловек основывает видение мира на себе самом, будто он есть его начало и творец, а Восток основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни, культивирует идею отказа от личного «Я» в пользу без­личного абсолюта; 2) отношение к миру, к реальности: Запад склонен подчеркивать активное отношение че­ловека к условиям своего существо­вания, к внешнему миру, в том числе и социальному; Восток скорее пред­почитает доктрину «недеяния» во внешнем мире, уход в себя, в поиск нирваны как подлинного смысла бы­тия человека; 3) в отношении к возможностям разу­ма: для Запада характерна ни перед чем не останавливающаяся рацио­нальность, открытая силе логической мысли и эмпирической данности, прагматизм; Восток тяготеет к интуи­тивному познанию, чем обусловлено внимание к медитации и самовнуше­нию.

Анализ великих культур человечест­ва или ло­кальных цивилизаций всег­да привлекал внимание ученых; но с конца XIX в. он был подкреплен новыми наблюдениями, новой системой ар­гументации научных теорий. Большинство исследователей (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Данилев­ский) особое внимание уделяли раз­личиям между цивили­за­циями; адре­совали свой интерес к группам наро­дов, близких друг другу географичес­ки; стремились выделить повторяющи­еся этапы, циклы развития подобных цивилизаций (их возникновение, рост, «надлом», упадок и разложение).

П. Сорокин, и в этом его большая за­слуга перед социологической мыслью, принципиально изменил подход к ана­лизу великих культурных традиций. В основу своего исследования он пол­ожил не анализ локальных культур, а сделал акцент на внутренней причин­но-смысловой логике функционирова­ния культуры как самостоятельной сис­темы.

В социокультурных суперсистемах, по П. Сорокину, в качестве основных иде­ологических предпосылок выступают представления о природе конечной цен­ности (истинной реальности). По П. Сорокину, истинная конечная реальность и ценности вос­принимаются органами чувств и на этом основывается огромная чувственная су­персистема, соот­ветственно и потреб­ности в ее рамках будут воспринимать­ся как преимущественно физические (голод, жажда, секс, материальный ком­форт). Способы удовлетворения этих потребностей: активный – борьба со средой, ее изменение, пассивный – паразитическая эксплуатация среды как источника чувственного наслаждения. Эта суперсистема господствует, по П. Сорокину, в Европе с XVI по XX в.

Сегодня начался переход к новой куль­турной суперсистеме.

Умозрительная (идеациональная) культура характеризуется следующими признаками:

1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, дао, Брахма); она вечна и неизменна;

2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);

3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.

Отсюда вытекают по меньшей мере два вывода: истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и потому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой).

Посылки второго типа (чувственной культуры) прямо противоположны:

1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;

2) потребности и цели чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт);

3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.

Отсюда также вытекают два вывода: истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер.

Добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и потому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.