Социология же выделяет в личности социально-типическое и предполагает не простое рассмотрение личности во всем ее многообразии, а изучение ее как совокупности общественных отношений, т.е. как продукта общества. Это предполагает, с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны – самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве социального существа. Все это означает, что присущее человеку многообразие желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентации и потребностей, реализуемых в ходе социального взаимодействия с другими людьми, имеют по сути один источник – общественную жизнь человека. Поэтому человек с социологической точки зрения является и субъектом, и объектом общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество. Но не менее верно и то, что каково общество – таковы и люди, составляющие это общество. Как справедливо заметил видный югославский социолог Р. Лукич, человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть именно потому, что в нем объединены люди, а не другие существа. Это не означает, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком, но это означает, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.
Рассматривая вопрос о взаимодействии социальной среды личности, необходимо еще раз обратиться к некоторым общим положениям и, прежде всего к положению о сущности или природе человека.
Широко распространена восходящая к ранним работам К. Маркса мысль о том, что сущность человека есть ансамбль всех общественных отношений. Сущность же «особой личности» составляет не ее борода, не кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» (Маркс. К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 4) - не индивидуальное, а именно социальное, общественно значимое качество, встречающееся у многих людей. Проще говоря, человек таков, какова окружающая его социальная среда. Это не мешает проявляться каждой личности конкретно и неповторимо. Однако для социологии такие «одиночные» проявления социальных качеств значительного интереса не представляют. Личность с точки зрения этого подхода рассматривается как целостность социальных качеств человека, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, способного изменять среду своего обитания.
Таким образом, своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.
Как видно, социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают влияние биологических, психологических и других свойств.
Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые особенно бурно стали развиваться во второй половине XIX – начале XX вв., по-разному подчеркивая те или иные аспекты этой проблемы. Именно поэтому социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга методологическими установками.
В начале 30-х гг. XIX в. в социологии сформировалось научное направление – структурный функционализм (или просто функционализм), основателем которого был Э. Дюркгейм. Функционалисты считали, что единицей социального анализа в социологии является не столько сам действующий индивид, сколько роль, выполняемая им в обществе в зависимости от ожиданий группы, в которую он включен. Следовательно, можно говорить о ролевом поведении отца, друга, студента и т.д. Не случайно американские ученые Дж. Морено и Р. Мертон определяли личность как функцию той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе.
Очень близкой к этой концепции по ряду методологических подходов и во многом перекликающейся с ней является ролевая теория личности, сформулированная американским социологом Дж. Мидом и активно разрабатываемая в дальнейшем Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. (Об этой теории речь пойдет в следующем параграфе.)
В марксистской теории личности акцент смещен на взаимодействие личности и общества. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, как (по выражению авторов учебника «Социология» под ред. Г.В. Осипова) «определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», продукт исторического развития и в то же время как результат включения индивида в социальную среду посредством его активной предметной деятельности и общения. Личность рассматривается здесь как объект и предмет общественной деятельности и общения.
В отечественной социологии в дореволюционный период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А.Лаврова, Е.В. де Роберти, П.А.Сорокина. Но особенно значительна роль Н.Н.Михайловского, который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социальном. Много внимания он уделил проблеме индивидуализации.
В советский период развитием теории личности и ее социологической и социально-психологической интерпретацией занимались Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, В.Г.Алексеева-Харчева, Л.П.Буева, И.К.Кон, А.Г.Здравомыслов, А.В.Петровский, Г.П.Смирнов, И.Т.Фролов, В.Я.Ядов и др.
Теоретическая обоснованность и практика показывают, что напроцесс формирования личности влияют как биологические, социальные, так и физические факторы.
Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности. В теориях многих ученых – от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до философа Г.В.Плеханова, историка Л.Г.Гумилева и др. – групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями климатических и природных условий их формирования. При этом признается, что влияние физического окружения на личность незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового поведения или индивидуального опыта.
Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества, под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей данного социума.
Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, факторы физического рождения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы, общества.
Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как ее реальный единственный носитель и деятель, как первичный элемент социальной жизни, социальных отношений и институтов и т.д. Причем задача социологииличности - не просто исследование субъективных и объективных аспектов самих по себе, а изучение механизма их взаимодействия.
В завершение этого объемного и сложного параграфа можно сделать следующие выводы:
1. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид (представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития). Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.
2. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом:
- с точки зрения ее структуры;
- с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.
Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель.
3. Личность, с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.