Смекни!
smekni.com

Объект изучения социологии и его особенности (стр. 33 из 58)

4. Социология личности – отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

§ 2. Понятие «социальная роль» и ролевые концепции личности

Каждый человек, живущий в об­ществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реаль­ной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т. e. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точ­нее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет инте­грировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу друго­го. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным си­туациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Итак, социальная роль – это совокупность тре­бований, предъявляемых обществом к лицам, зани­мающим определенные социальные позиции. Эти требо­вания (предписания, пожелания и ожидания со­ответствующего поведения) воплощаются в кон­кретных социальных нормах. Система социальных санкций по­зитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требо­ваний, связанных с социальной ролью.

Возникая в связи с конкретной социальной позици­ей, заданной в общественной структуре, социальная роль вместе с тем – конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, обязательный для индивидов, выполняющих соответствующие социальные роли. Социальные роли, выпол­няемые индивидом, становятся решающей ха­рактеристикой его личности, не теряя, однако, своего социально-производного и в этом смысле объек­тивно-неизбежного характера. В совокупности социальные роли, выполняемые людьми, персонифицируют господствующие общественные отношения.

Понятие «социальная роль» появилось в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, а затем Т. Парсонса, Т. Шебутани, Р. Линтона и др. В дальнейшем это понятие получило отражение в различных социоло­гических построениях. Широкое распространение это понятие получило благодаря работам американских социологов и социальных психологов, и прежде всего Г. Мида и Д. Морено.

Совокупность парадигм, рассматривающих значение социаль­ной роли, принято называть ролевыми теориями или концепциями личности. Коротко охарактеризуем основные положения теорий разных авторов, их особенности.

Дж. Мид акцентировал внимание на механизмах «научения ро­лей», освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Р. Линтон обратил внимание на социально-культурную приро­ду ролевых предписаний и их связь с социальной позицией лично­сти, а также на назначение социальных и групповых санкций.

Р. Дарендорф (западногерманский социолог) рассматривает че­ловека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписа­ний, что, в свою очередь, отражает отчуждение личности.

Представители марксистской социологии различают институционализированные и конвенционные (по соглашению) роли. Пер­вые являются ведущими, так как обусловлены социальной структу­рой общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску их реализации. Вместе с тем, в марксистской социологии отмеча­ется ограниченность ролевых теорий личности вследствие ее пре­имущественно описательного характера, недооценки устойчивости свойств личности как субъекта социальных отношений.

Г. Парсонс одним из первых предпринял попытку систематиза­ции социальных ролей. Он считал, что для любой роли характерен набор следующих основных пяти характеристик: эмоциональная содержательность; способ получения роли (предписывание или приобретение); масштаб; формализация (строго установленная или размытая); мотивация.

Дж. Морено в своей книге «Кто должен выжить?» следующим образом классифицирует социальные роли:

«психосоматические роли», когда поведение связано с основ­ными биологическими потребностями, определенными культурой;

«психодраматические роли», когда поведение личности опреде­ляется в соответствии с конкретными требованиями данного соци­ального окружения;

«социальные роли», когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожида­ниями и ролевым поведением является характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему – оно является продуктом уникального, свойствен­ного только этому человеку способа интерпретации истолкования ролей. Поэтому и сами роли могут меняться в зависимости от по­зиции самой личности.

Как справедливо отмечает в своей работе В. Харчева (Основы социологии: Учебник. – М., 1997), процесс реализации ролей зависит от:

биопсихологических возможностей человека, которые могут способствовать или тормозить выполнение той или иной социаль­ной роли;

личностного образца, определяющего комплекс идеальных черт, которые человек должен проявлять при выполнении ролей, а также комплекс идеальных способов поведения, которые группа ожидает от человека;

характера роли, принятой в группе, и характера социального контроля, призванного следить за выполнением членами группы ролевого поведения;

структуры группы, ее сплоченности и степени идентификации индивида с группой.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходи­мостью удовлетворять требованиям двух несовместимых ролей и более, называется социально-ролевым конфликтом, речь о котором пойдет в следующем параграфе.

§ 3. Социально-ролевой конфликт и социальная адаптация

Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными струк­турами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

В сложно дифференцированном обществе ин­дивид выполняет требования не одной, а несколь­ких ролей, кроме того, сама конкретная роль, связанная с данной социальной ситуацией, чаще всего неоднородна. Значение этих положений стано­вится ясным либо в случае, когда требования одной социальной роли противоречат, вступают в кон­фликт с требованиями другой социальной роли того же са­мого лица, либо тогда, когда подобное противоречие харак­теризует взаимоотношение отдельных элементов в преде­лах той же самой роли. Наряду с подобного рода внутри­ролевыми конфликтами важнейшее значение для характери­стики общества имеют структурно-обусловленные межролевые конфликты, самые острые из которых принимают форму классовой борьбы.

В системе формальных социальных ролей прежде всего находят свое воплощение отношения вла­сти, формальной (законной, официальной) струк­туры общества. Вне формальной системы социальных ролей немыслимо упорядоченное взаимодействие ин­дивидов в рамках общества и государ­ства. Здесь взаимо­действия индивидов заранее предопределены такой системой.

Одновременно с этим в обществе складывается и воспроизводится разветвленная система нефор­мальных ролей, основанных на отношениях род­ства, участия в общих социальных группах, многочис­ленных видах неформальных спонтанных взаи­модействий.

Отсюда видно, что если система формаль­ных социальных ролей существует по необходимости, то неформальные социальные роли возникают на основе согласия. В идеальном случае формальные и неформальные роли соответствуют друг другу по указанным выше параметрам дополнитель­ности и взаимности. По мере нарушения этих принципов взаимодействия требования формальных и неформальных социальных ролей могут вступать между собой в конфликт.