Смекни!
smekni.com

Объект изучения социологии и его особенности (стр. 37 из 58)

Социальное (групповое) действие, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, выполняет функцию социального стимула (по­зитивного или негативного), предопределяющего харак­тер последующих индивидуальных действий, в силу чего они становятся реакцией на социальные действия. Инди­видуумы (индивидуальное действие) и социальная груп­па (социальное действие) – таковы исходные элементы системы социального контроля. К ним относятся также те промежуточные переменные социально-психологического характера, которые, будучи структурными элементами субъектов (индивида и социального образования), непо­средственно влияют на характер и направленность их дей­ствий. К их числу относятся:

а) самосознание и самооценка субъекта (как индиви­да, так и социальной группы);

б) восприятие и оценка субъектом социальной ситуа­ции (социальная перцепция), присущие как инди­виду, так и социальной группе. Социальный контроль может либо усиливать возника­ющие в обществе отклонения, либо смягчать их, приво­дить в норму

Социальный контроль – это особый механизм социаль­ной регуляции поведения и поддержания общественного порядка. Он включает, уже известных нам, два главных элемента – нормы и санкции. Социальный контроль – фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к анома­лии, беспорядкам, смуте и социальному хаосу.

Нормативные системы общества не являются застыв­шими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы – в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять неже­лательные формы человеческого поведения. Резкие откло­нения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную сторону грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Данное понятие подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписа­ным нормам.

В большинстве обществ контроль девиантного поведе­ния несимметричен: отклонения в плохую сторону осуж­даются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, ни­щие. На другом полюсе расположится группа с макси­мально одобряемыми отклонениями: национальные ге­рои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, миссионеры, передовики труда.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобре­ние общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонив­шийся от нормы. При таком понимании следует говорить о формах и степени отклонения. К видам, или формам, де­виантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройства, самоубийство.

В узком понимании под девиантным поведением под­разумеваются такие отклонения, которые не влекут за со­бой уголовного наказания, иначе говоря, не являются про­тивоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое назва­ние – делинквентное (буквально – преступное) поведе­ние. Оба значения – широкое и узкое – одинаково упо­требляются в социологии.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально – «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия – это состояние дезор­ганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, при­водит к неоднородности, неустойчивости социальных свя­зей, к разрушению коллективного сознания (кризис, сме­шение социальных групп, миграция и т.д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция об­щества, социальных групп на девиантное поведение уточ­няет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способству­ет социальному изменению, раскрывает альтернативу су­ществующему, ведет к совершенствованию социальных норм. Нарушения социальных норм могут быть серьезны­ми и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Девиантное и делинквентное поведение можно разли­чить следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы – отклонение, для другого или других может быть привыч­кой. Высший класс считает свое поведение нормой, а по­ведение представителей других классов, особенно низших, – отклонением. Поведение считается таковым относи­тельно культурных норм данной группы. Однако делинк­вентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представители социальных низов могут считать нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существу­ет абсолютная норма – юридический закон, квалифици­рующий ограбление как преступление.

Районы города, где чаще, чем в других, происходят пре­ступления, называют криминогенными, а категории насе­ления, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные поступки, – группами риска. Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для об­щества характер. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного пове­дения, достигшую степени общественной опасности и подпадающую под действие уголовного законодательства.

Исследователи современных процессов обращают вни­мание на то, что девиантное и делинквентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию. Более того, в условиях общего кризиса общества это может приобретать тотальный характер. На фоне усиления кризисных явлений нарастает неудовлетво­ренность своим положением. Массовое чувство социаль­ной неудовлетворенности, невостребованности, приводит к отчуждению от общества, к нарастанию тревожности. Одним из последствий социальной неудовлетворенности является нарастание пессимистических настроений и даже появление деморализованности населения (упадок духа, растерянность). Типичными реакциями на аномию стано­вится безразличие к средствам достижения цели, цинизм, экстремизм. Механизм отклоняющегося поведения рас­крывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.

Тема 6. Социальная структура общества и социальная стратификация

План

§ 1. Социальный статус и социальное неравенство: очень тесная взаимозависимость.

§ 2. Социальная стратификация и совокупный социально-экономический статус.

Информационная стратификация.

§ 3. Социальный слой и социальный класс – основные категории социальной стратификации. Что такое средний класс?

§ 4. Социальная мобильность и ее каналы.

§ 5. Что такое маргинальность?

§ 6. Основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.

§ 7. Социальные группы и слои современного российского общества

(по Т.И.Заславской).

§ 1. Социальный статус и социальное неравенство:

очень тесная взаимозависимость

В каждом обществе существует социальное неравенство. Факт его наличия означает, что люда и группы имеют неравный доступ к ресурсам общества и его благам, различаются степенью влияния и власти, обладают неравными возможностями для личностного и профессионального роста. Возможны самые разные виды неравенства: половое и возрастное, национально-этническое и религиозное, политическое и экономическое, культурное и образовательное и т.д. Предпосылками социального неравенства является неравенство способностей и возможностей, а также ограниченность ресурсов общества.

Ресурсы общества - это не только богатство, но также власть, престиж, знание и др. Если материальные ресурсы в принципе поддаются уравниванию (хотя бы теоретически), то, как разделить поровну престиж? Ведь если все виды деятельности считаются одинаково престижными, то исчезает само понятие престижа. То же самое можно сказать и о власти. Неравенство как бы изначально заложено в структуру любого общества. Без него невозможна, в частности, координация усилия множества людей - кто-то должен направлять эти усилия. Неравенство также служит мощным фактором, влияющим на развитие общества, его обновление. Несмотря на «функциональное» значение неравенства, на протяжении всей человеческой истории предпринимались попытки преодолеть его. Однако ни одна из попыток не увенчались успехом. Менялась структура неравенства, но не исчезал сам феномен неравенства. В индивидуальной жизни неравенство служит стимулом борьбы за улучшение своего положения.