Лекция
Тема: Становление и развитие социологии в странах Запада (XIX–XX вв.)
Тип лекции: обобщающая лекция в форме диалога с аудиторией.
Цель: закрепление изученного материала по пройденным темам.
Задачи:
-контроль знаний у учащихся
-преломление теорий 19-20 вв. на современное время
-обобщение основных идей авторов
-сравнительный анализ идей мыслителей между собой
План лекции:
1. Объективные предпосылки возникновения социологии.
2. О. Конт — родоначальник социологии.
3. Социология Г. Спенсера. Натуралистическое направление в социологии.
5. Социология М. Вебера.
Вопросы для контроля:
1.В чем заключается «позитивизм» социологии?
2. Какие методы социологии определил О. Конт?
3. Чем характеризуется натуралистическое направление в социологии?
4. Какие основные социальные институты выделил Г. Спенсер?
6. При каких обстоятельствах возникает ситуация аномии?
7. В чем заключаются особенности «понимающей социологии»?
8. Раскройте структуру социального действия.
Доброе утро, уважаемые студенты. Сегодня мы с вами повторим пройденный материал и закрепим его основы. В течение семестра мы занимались изучением творчества классиков социологии. Надеюсь, вы помните такие великие для социологии имена, как О. Конт, Э. Дюркгейм и др. Сегодня я вместе с вашей активным участием на лекции попытаемся обобщить весь изученный материал по зарождению социологии как науки, ее истоков. Прошу вас быть достаточно внимательными и конспектировать недостающие у вас моменты, так как впоследствии, через одно занятие, на котором будет рассмотрено творчество Маркса и Энгельса, мы проведем срез знаний в виде игры, по результатам которой вам будут присуждены баллы и определяться возможность допуска к зачету. Так что, включите максимум вашего внимания.
Итак, начнем.
Предпосылки возникновения социологии можно искать задолго до воззрений мыслителей конца 19 – начала 20 веков. Еще такие древние философы как Аристотель, Платон, Маккиавели, Гоббс, а впоследствии и утописты, к примеру, Сен-Симон, Томас Мор, говорили об идеальной модели государства (стоит отметить, что для мыслителей ранней эпохи, общество и государство были тождественными понятиями), пытаясь объяснить общественные законы; о роли мужчины, женщины, и в целом, семьи в общественном воспроизводстве. Конечно, их учения носили умозрительный характер, но впоследствии в работах основоположника социологии О. Конта, можно найти точки соприкосновения с учением Аристотеля и еще большую близость в научных взглядах с Сен-Симоном.
Однако почему только в конце 19 века социология как наука получила должное развитие? Ведь на протяжении длительного времени объяснением законов общественного устройства занималась великая наука философия и, по мнению большинства ученых, отлично с этим справлялась. Но как показала практика, философии не было достаточно. Вскользь мы с вами об этом говорили, кто сможет мне ответить? Какие общественные события повлекли ее развитие? Студент1: Изменение общественного строя. Студент 2: Приход капитализма.
Направление мысли правильное, а если конкретнее? Итак: Переход к капиталистическому устройству общества вызвал толчок к появлению новой науки – социологии, которая изначально получила свое развитие на стыке философии и истории под названием «философия история». Но как позже скажет о ней Э. Дюркгейм, «социология не прислужница философии или истории, она царица всех наук».
В конце 18-начале 19 веков в обществе произошли изменения, которые получили активное выражение после Промышленной революции в Европе и Великой Французской Революции. Все представления общественности о социальном устройстве были опровергнуты. Умозрительных учений, основанных на главенстве разума, стало недостаточно. Перед людьми встал вопрос: если общественное устройство подчиненно законам разума, почему тогда происходят данные события? Умозрительная наука, которой являлась философия, не могла объяснить подобные явления. «Привычные на протяжении предшествующих тысячелетий формы социальной организации во многом прекратили свое существование. Эти революции положили начало эпохи утверждения капитализма в Западной Европе»[1].
Изменение общественного устройства с приходом капитализма сопровождалось появлением новых сфер производства, новых общественных отношений. Появление рабочего класса и возрастание кризиса общественных отношений определили потребность людей в объяснении происходящих событий. Классовая борьба, гнет пролетариата бюрократами - «все эти события свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений, а во времена решительных и быстрых перемен у людей, естественно, возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Утопический социализм в силу своей незрелости не мог выполнить эту роль»[2].
И здесь зарождается социология, появление которой, несомненно социально обусловлено. Ее задача – объяснить и понять (что особенно будет подчеркивать…кто? Студент1: М. Вебер Правильно.) происходящие социальные явления, поведение групп, общностей и в целом общественного устройства, установить причинно-следственные связи и выявить закономерности развития общества, и наконец, дать прогноз на будущее.
«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы властвовать».
О. Конт
О. Конт по праву считается основателем социологии, который и дал ей современное название. На доске вы можете видеть его портрет. Запоминаем ученых, так как это будет одним из заданий на контрольной игре. Воззрения Конта часто связывают с именем утописта Сен-Симона. Наиболее критически настроенные считают, что Конт не привнес ничего нового в научное знание, а все свои идеи, переняв у Сен-Симона, выдал за свои. Если обратиться к биографии основателя социологии, то с Сен-Симоном они действительно близко общались, Конт долгое время работал секретарем у великого утописта. Однако спор на почве научных идей об обществе вызвал разлад между двумя мыслителями. По одной из версии, разлад произошел по причине плагиата идей Контом у Сен-Симона. В работах французского утописта, написанных еще до Конта, имеются идеи, которые позже высказал родоначальник социологии. Хотя, мыслитель никогда этого не признавал. Истинную причину разрыва их дружбы определить теперь уже невозможно, так что обратимся непосредственно к учению признанного основателя социологии О. Конта.
«Социология позитивизма» – вот о чем говорил О. Конт. Что же он подразумевал под термином «позитивизм», «позитивное знание»? Студент1: объективное Студент2: положительное. Так еще кто-нибудь? Прошу вас это зафиксировать.
Во-первых, это знание объективное. Оно полагается на естественные и объективные законы общественного устройства. Во-вторых, позитивное – это научное знание, установленное и проверенное. В-третьих, под термином позитивизм, Конт понимал положительное или, другими словами, полезное, направленное на усовершенствование, знание. Наверное, это вы имели в виду. Говоря о положительном. И наконец, это знание точное и достоверное. Именно данные признаки основатель науки об обществе вкладывал в понятие, которое определяло все его учение.
Все время творения и жизни Конта можно разделить на два этапа, граница которых определяется женщинами в жизни ученого. Первый этап - это его взгляды на общество в русле «позитивной философии». Здесь Конт исходил из позиции доминирования рациональности, разума и научного видения. Его взгляды были предопределены его личной жизнью. В то время Конт женился. Как позже он сказал, это было самой величайшей ошибкой. Его первая жена и бывшая проститутка Каролина Массен отрицательно на него влияла, усугубляя и так психически неуравновешенное состояние О. Конта. Он был очень замкнут, нелюдим и психологически неустойчив. С появлением второй женщины Клотильды де Во, которая вернула Конта к жизни, изменились и взгляды мыслителя на общественную природу. Он боготворил эту женщину до конца своих дней, именно поэтому, второй период его творчества – это главенство чувств над разумом, «позитивная религия».
Развивая идеи о предмете социологии, Конт говорил и о самой науке и ее методах. Социология как наука, по мнению Конта, должна опираться на объективные законы и строиться по образцу и подобию естественных наук.
Говоря о месте социологии в научном пространстве, Конт выделяет ее как науку, появившуюся после остальных научных знаний и поэтому более сложную, вобравшую в себя достижения и опыт предшествовавших наук. По Конту, социология появилась после математики, астрономии, физики, химии и биологии именно в таком порядке развития - усложнение объекта изучения, но уменьшение общности. Какая наука является сложнее социологии по объекту изучения? Так. Вы плохо меня слушали. Сложнее социологии, по мнению мыслителя, выступает лишь одна наука - мораль. В этом заключается закон классификации наук О. Конта.
Социология, в свою очередь, делится Контом на два раздела: социальная статика или морфология и социальная динамика, физиология.
Социальная статика занимается изучением общества в покое, его структуры, состава и отдельных частей. К этому разделу относятся изучение социальных институтов, взаимосвязь различных сфер жизни общества. Другими словами, это изучение общих и устойчивых для всех эпох и всех обществ явлений и условий.
Социальная динамика изучает изменчивую сторону общества – прогресс, изменение и стадии эволюции. В рамках данного раздела Контом был разработан закон трех стадий:
Разрабатывая идею общественного развития в русле позитивизма, Конт выделял три этапа становления каждого общества. Первый этап – это теологическая стадия, с древности до 1300 г. В обществе главенствует многобожие, фетишизм. Период вымыслов, все явления объясняются на основе религиозных представлений. Время междоусобиц, завоеваний земель. Это время, по мнению Конта, приносит с собой порядок, но никак не прогресс. Второй этап – это метафизическая стадия, с 1300 по 1800 гг. Теологические идеи вытесняются философскими понятиями. Время разрушения прошлых порядков, революций. Этот период характеризуется прогрессом, но никак не порядком. И третья стадия – позитивистская, периодс 19 в. Главенство научного познания. Зарождение социологического знания. Все явления подчиняются проверенным опытным путем фактам, устанавливаются причинно-следственные связи. Власть социократов. Главный лозунг: любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель.