социология - это учение о социальных группах и их влиянии на человеческое поведение.
С самого начала своего возникновения социология развивалась в двух основных направлениях: макросоциология и микросоциология. Как писал по этому поводу российский профессор социологии В.А.Ядов: "Отсюда два совершенно разных подхода к определению социологии: один в направлении развертывания её предмета как науки о целостности общественного организма, о социальных организациях и социальной системе, другой - как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении".
Необходимость объединения макро- и микросоциологии в единую науку об обществе требует соединения этих двух подходов. Для этого нужно было найти базовую (ключевую) категорию, т.е. "единицу социального измерения", своего рода "социальный ген".
Употребление в качестве базовой категории таких понятий как "общество" или "социальная система" - очень абстрактно, а "человек" - не позволяет выйти на уровень теоретического обобщения. Поэтому большинство ученых сходится на мнении, что базовой категорией в социологии может быть "социальная общность".
Социальная общность - большая или малая группа людей, занимающих одинаковое социальное положение и имеющих общие социальные признаки.
Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя ее специфику и отделенность от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, статус и т.д.) характер.
Учитывая, что социальная общность - это реальное явление, которое неизменно присутствует в жизни общества, само общество можно представить как систему взаимосвязанных социальных общностей, а индивида - включенным в ту или иную социальную общность и потому выступающего носителем свойств этой общности.
Отсюда можно дать следующее определение социологии, где будет назван не только её объект, но и раскрыт предмет исследования (см. схему).
Социология - наука о законах становления, развития и функционирования общества как целостной системы социальныхотношений, а также составляющих его общностей.
Социальные законы, которые стремиться раскрыть и исследовать социология, несколько отличаются от тех законов, которые проявляются в жизни природы. В своем конкретном проявлении социальные законы выступают как законы-тенденции.
Социальный закон не может проявляться иначе, как в средней, массовой закономерности при взаимопогашении индивидуальных уклонений в ту или иную сторону. Социальные действия, обусловленнные индивидуальными особенностями и жизненными обстоятельствами совершающих их людей, определяются как случайные величины. Эти случайности (индивидуальные отклонения) взаимопогашаются в рамках социальных групп, наделённых однородными свойствами; регулярно происходит их уравнивание и превращение в так называемые средние равнодействующие.
Чтобы сформулировать закон-тенденцию, необходимо взять среднюю равнодействующую какого-либо явления или процесса. Для этого нужно:
Структура социологии. Макросоциологии и микросоциологии.
Современная социология очень обширная наука. Она представляет собой разветвлённую систему знаний разного уровня. Структуру современной социологии можно представить в виде трёхуровневой модели:
Первый уровень в структуре социологии включает в себя теории наиболее высокого уровня. Его основой служит социальная философия. Эмпирическую базу общесоциологических теорий составляют данные конкретных социологических исследований (третий уровень). Эти данные собираются с помощью определённых методов. За разработку методов исследования различных социальных объектов, а также за методологию исследовательского процесса несёт ответственность также теоретическая социология. Тесная взаимосвязь общесоциологических теорий и эмпирических исследований выражается в том, что эмпирические исследования отражают изучаемые объекты с учётом конкретных условий и фактов, а общесоциологические теории, представляя их в качестве абстрактных объектов, вскрывают существенные связи, отношения и закономерности развития.
Теории среднего уровня, занимая промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретно-прикладными исследованиями, обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания. На сегодняшний день в социологии насчитывается более 4-х десятков отраслевых направлений. Это, например, экономическая социология, политическая социология, социология семьи, социология образования, социология молодёжи, социология религии и т.д. Все теории среднего уровня можно разделить на три группы:
Третий уровень представлен социологией конкретного исследования или эмпирической социологией, которая призвана не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надёжную проверку теории. Это - сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания.
Наряду с трёхуровневой моделью структуры социологии существует также структурная модель, в которой социология делится на макро- и микросоциологию.
Макросоциология акцентирует внимание на типичных образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Основными структурными элементами в обществе с точки зрения макросоциологии выступают семья, экономические и политические институты, образование, религия. Главный интерес для макросоциологических теорий представляет собой изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений.
Микросоциология обращает своё внимание, прежде всего, на поведение индивидов, на мотивы и смыслы, которые люди вкладывают во взаимодействие. Именно те смыслы, которые люди вкладывают в своё взаимодействие с другими людьми, с точки зрения микросоциологии, и влияют на процесс возникновения и развития общества.
изучает социальные структуры, общности, большие социальные группы, слои, системы и процессы в них происходящие. Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа, — это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами.
Так уже сложилось, что в Европе социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении общества в целом.
Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. В ней оперируют понятиями: общество, культура, социальный институт, социальная система и структура, глобальные социальные процессы и пр.
Макросоциологи полагают, что общество первично, а индивид - вторичен (он таков, каково общество, в котором он родился и сформировался). Предметом макросоциологии являются над индивидуальные структуры. Макросоциология тяготеет к социально-философской традиции, является в основном теоретической, предметно-ориентированной. Но имеет и прикладную функцию: совершенствование общества через его реформации, содействие стабилизации, упорядоченности общественной жизни.
Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их межличностном взаимодействии.
Микросоциология уделяет большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений людей, которые определяются социометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания) .
Таким образом, исследование повседневного поведения в ситуациях личного взаимодействия обычно называется микросоциологией. Макросоциология - это анализ крупномасштабных социальных систем, таких, как фирмы, политические системы и общеэкономический порядок. Макросоциология также включает анализ долговременных процессов изменений - таких, как развитие индустриализации. На первый взгляд может показаться, что микро - и макроанализ довольно далеки друг от друга. В действительности же они тесно взаимосвязаны.
Макроанализ важен для понимания институционального фона обыденной жизни. Те способы, которыми люди строят свою повседневную жизнь, чрезвычайно зависят от обширных институциональных оснований, с которыми люди существуют; это становится очевидным, если сравнить культуру, подобную Кун, и жизнь в современном западном городе. В современных обществах люди находятся в постоянном контакте; посторонними. Слово «посторонний» утратило свое старое значение, буквально оно означало «чужой человек», пришедший «со стороны». Люди современного общества, живущие в городах, ежедневно встречают тысячи персонально не знакомых им людей. В таких обстоятельствах фокусированное и нефокусированное взаимодействие заметно пересекаются. Горожанин постоянно должен начинать и прекращать взаимодействие с людьми, с которыми он раньше никогда не встречался. В свою очередь, микроисследования помогают объяснить широкие институционные формы.