Неформальная группа - группа, обычно не большая и часто спонтанно образованная, не имеющая формально установленных правил, целей, лидеров. [2]
Девиантность – характеристика поведения, не совпадающего с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе. [2]
Ценность – особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений. [2]
Ценностная ориентация – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющихся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение. [2]
Социальные (общественные) ценности – В широком смысле – значимость предметов и явлений реальной действительности с точки зрения их соответствия и несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности; в более узком – нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Индивид интернализирует (усваивает) ценности в процессе своей социализации, являющиеся основой социальных норм. [2]
Отклоняющееся (девиантное) поведение – 1)Поступок, деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). Как индивидуальный поведенческий акт, отклоняющееся поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой, психиатрией.(…)[3]
Основные виды о.п.: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д. [2]
Обычно к о.п. относят лишь негативные явления, наносящие обществу урон и препятствующие социальному развитию. Между тем различные формы социального творчества (научного, технического, художественного и др.) можно рассматривать как позитивные отклонения, поскольку новаторство неразрывно связано с преодолением, нарушением существующих норм, типов деятельности. В борьбе с негативными формами о.п. важную роль играет социальная профилактика. Одно из общесоциальных средств профилактики – развитие социального творчества, как альтернативы антиобщественным проявлениям.[3]
Отклоняющееся поведение (психологический словарь) – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Основные виды о.п. – преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, сексуальная распущенность и т.д.) Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений предшествует ставшее привычным аморальное поведение.(…)
Первые проявления о.п. иногда наблюдаются в детском и подростковом , возрасте и объясняются незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.
У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест действительности и кажущейся несправедливости взрослых.[4]
Сопротивление через ритуал – ритуализованные стили молодежной культуры рабочего класса, а также поведение во время досуга (например, пижоны), которые можно интерпретировать как нацеленные на сопротивление структурным и культурным изменениям. Выражение приобрело ценность после появления его в качестве названия сборника статей, написанных исследователями Центра современных культурных исследований в середине 1970-х гг. Оно показательно для принятого ЦСКИ подхода к изучению субкультур и пользовалось впоследствии влиянием в исследованиях молодежных культур, образования и девиации, в частности, модистов, рокеров и панков (М.Брейк, 1985). Такие молодежные субкультуры возникают во время социального переворота – краха общинности, связанного будь то с относительным богатством или безработицей – и, как полагают, отражают «договорные ответы» на эти обстоятельства. В данном процессе продукты массовой культуры не просто принимаются, но богато интерпретируются, чтобы выразить субкультурные интересы. [1]
Эмпирическая интерпретация:
Показатель | Индикатор | Шкала |
1. Взгляды молодежи на маргинализацию | -Преемственность данного поведения;-Информированность о данном явлении; | ПорядковаяДихотомическая |
2 Взгляды молодежи на идеи отречения от общественных ценностей | -Информированность о данных идеях;-Преемственность этих идей; | ДихотомическаяПорядковая |
3. Оценка молодежью маргинализации | - Оценка степени распространенности;- Оценка нормативности; | Порядковая, оценочная Порядковая, оценочная |
4. Степень склонности молодежи к маргинализации | - Определение причин, способствующих принятию данных взглядов;- Преемственность данных взглядов;- Наличие знакомых, разделяющих данные взгляды; | Порядковая, ранговаяДихотомическаяДихотомическая |
5. Социально-демографические характеристики объекта | - Пол;- Возраст;- Образование;- Сфера деятельности (изучаемая область знаний);- Семейное положение;- Доход в семье;- Сфера деятельности родителей | НоминальнаяШк. ОтношенийПорядковаяНоминальнаяДихотомическаяШк. ОтношенийНоминальная |
Системный анализ:
Субъективные факторы- Малая группа- Друзья- Авторитеты- Семья |
Объективные факторы- Школа/ВУЗ- СМИ- Поп. культура- Худ. литература |
Предмет:
Отношение к маргинализацииРезко отрицательное. Незнание проблемы Частичное разделение
Полное неприятие взглядов
взглядов
Разделение взглядов, Полное разделение
Но неприятие поведения взглядов с соблюдением
норм данного поведения
Рабочая гипотеза программы:
1.А) Больш`ая часть молодых людей не имеет представления о проблеме, либо не выделяют это явление, как социальное, видя причину в юношеском максимализме. Лишь небольшая часть опрошенных признает наличие определенной субкультуры и частично знакома с ее идеями. Степень распространенности не велика, но явление имеет место.
Б) Нормативность: мнения резко делятся два лагеря: одни не понимают такого поведения и оттого не принимают; другие же частично (редко полностью) разделяют взгляды, либо не видят в них ничего противоестественного. Видна зависимость от информированности.
2) Опрошенные не видят опасности в данном явлении, однако, большинство отмечают негативное влияние на общество.
3) Молодежь не слишком склонна к разделению подобных взглядов. Влияние оказывают в основном друзья.
4) Наибольшее влияние оказывают друзья, малая группа. Однако, есть случаи, когда общение начинается на основе сложившихся взглядов, интересов, что свидетельствует о том, что объективные факторы оказывают также не малое влияние.
5)Распространенность взглядов: в основном среди лиц мужского пола, холостых, изучающих гуманитарные области знаний (мало влияющий фактор). Материальная обеспеченность и семья играют второстепенные роли.
Список литературы:
1. Джерри Д., Джерри Д. Большой толковый социологический словарь – М: Вече, 2001.
2. Осипов Т.В. Социологический энциклопедический словарь - М: издательская группа Инфра-М-Норма-1998.
3. Осипов Т.В. Социологический энциклопедический словарь. М: Издательская группа Инфра-М-Норма, 1998.
4. Осипов Т.В. Российская социологическая энциклопедия - М: издательская группа Инфра-М-Норма - 1999г.
5. Конорулина В.Н. Психологический словарь - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003г.
6. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социол. исслед. 2003. №1.
7. Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени (К проблеме социализации старшеклассников). // Социологические исследования, М., 1998г. №8
8. Маршак А.Л.Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи. // Социологические исследования, М., 1998г. №12
9. Фоминых А.М. Маргиналы и маргинальность. Новосибирск, 1998г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инструмент социологического исследования
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Институт социологии
Кафедра социологии
Анкета
Дорогой собеседник, приглашаем Вас принять участие в исследовании, посвященном проблеме отрицания общественных норм молодежью.
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые варианты ответов. Обведите кружком номер варианта, наиболее соответствующий Вашему мнению.
Екатеринбург 2006г.
1. Скажите, сталкивались ли Вы в жизни с явлением осознанного отрицания общественных ценностей молодежью?
1. Да
2. Нет
2. Как вы считаете, есть ли что-либо противоестественное в осознанном отрицании общественных идеалов?
1. Да, я считаю, что такое поведение не нормально и несет угрозу обществу.
2. Не вижу ничего противоестественного, но не понимаю такое поведение.
3. Я могу понять такое поведение, но не могу разделить его.