СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………
1.Возникновение социологии………………………………………………
2.Социология как наука: предмет, объект и функции…………………………………
Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.
Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas— общество и греч.— Logos— наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей.
Актуальность темы обусловлено тем, что первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.
Цель работы – рассмотреть социологию в системе наук об обществе. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть предмет, объект и функции социологии; рассмотреть социологию в свете наук об обществе, а так же изучить структуру социологии.
Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования были высказаны очень давно – еще на заре человеческой цивилизации. Зачатки социологических идей можно обнаружить в древних преданиях и мифах, трудах великих мыслителей эпохи античности, средневековья и нового времени. Вместе с тем все эти идеи носили чаще всего умозрительный характер, их создатели опирались в своих выводах не на строгие научные исследования, а на сугубо личные субъективные наблюдения. И хотя нередко эти наблюдения были очень точными и глубокими, считать их социологическими, конечно, нельзя. Современные исследователи справедливо полагают, что идеи и теории об обществе и его развитии, высказанные до возникновения современной социологии, представляют собой, скорее, социальную философию, но не социологию.
Возникает вопрос: в связи с чем именно в XIX в. возникла потребность в создании совершенно новой дисциплины, призванной строго научно, непредвзято изучать общество? Какие причины вызвали появление социологии? Таковых несколько, причем, одни из них носят объективный, а другие – субъективный характер. Объективные причины: 1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими; 2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации. Субъективные причины: 1) осознание того факта, что нельзя волевым порядком (волюнтаристически) изменять общество (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов); 2) осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций. Необходимо напомнить, что время возникновения социологии (середина XIX в.) было насыщено негативной социально энергией: в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания. Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт (2.1.). В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал свое мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О.Конт считается основоположником социологии. Во 2-й половине XIX – начале ХХ в. ученики и последователи О. Конта (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер (2.1.) и другие) заложили теоретические основы науки, бурное развитие которой происходило уже в ХХ веке. Заметный вклад в развитие социологии внес основоположник теории научного коммунизма К. Маркс (2.2.). Русские исследователи (М. Бакунин, П. Лавров, Н. Михайловский, М. Ковалевский, П. Сорокин (2.3.) и другие) сформулировали концепции, получившие дальнейшее развитие в трудах их последователей. Социологические теории XIX – начала ХХ в. не утратили актуальности и сегодня. Современная социология, во многом опирающаяся на труды своих великих предшественников, продолжает развивать идеи, высказанные О. Контом (неопозитивизм), Г. Спенсером (неоорганизмизм), М. Вебером (понимающая социология). Вместе с тем в ХХ веке возникли и принципиально новые школы и направления, внесшие заметное своеобразие в изучение социальной реальности (структурный функционализм Т. Парсонса, феноменология А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана, символический интеракционизм Дж. Мида, теория обмена Дж. Хоманса (17.) и другие).На рубеже ХХ-XXI вв. начался новый этап развития социологии, связанный с попытками разрешения возникших в ней проблем и направленный, в частности, на создание единой интегрированной социологической теории, объединяющей в себе все научные достижения прошлого
2.Социология как наука: предмет, объект и функции
К середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей[1].
Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.
Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм — сводивший социальное к природному, антипозитивизм — настаивающий на специфике социального.
Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях[2].
Цель такого изучения — понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология.