культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители опреде-
ленного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не спо-
собны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на
станции технического обслуживания.
Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распро-
страняться в России. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной
платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет
знаковой системы и даже самоназвания (пример из наших интервью с 19-летним участником
одного из сообществ мотоциклистов: "Как вы сами себя называете?" - "Никак. Мото-
циклистами - как еще?" - "Не байкерами?" - "Нет! Только не байкерами!"). Характерно,
что одна из черт самоидентификации участников движения - подчеркивание своего отличия
от байкеров ("они - тупые__________, пьянь"). На основе интервью с рядом юношей, участвовавших в
июне 2000 г. в ежегодном мотофестивале в Малоярославце (город в Калужской области, в
120 км от Москвы), мы можем констатировать, что организованные для байкеров формы
соревнований ("сосиска": задача девушки, сидящей сзади байкера, откусить на ходу
подвешенную сосиску; соревнование на звание "мисс мокрая майка" и др.) не привлекают ни
мотоциклистов-спортсменов (для которых также организованы собственно спортивные
конкурсы), ни той части мотоциклистов, о которых мы говорим. Ежегодный съезд
(в прямом смысле - на мотоциклах) нескольких тысяч юношей и девушек (девушки чаще -
как сопровождение) из многих российских городов и сел (даже с Дальнего Востока) в
Малоярославце показывает, что определенная часть участников мотофестиваля придержи-
ваются особого стиля жизни. Они обычно сами создают свой мотоцикл: покупают очень
дешево старый (обычно в деревне), дополняют его деталями выброшенных на свалку мото-
циклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с ориги-
нальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит
примерно в 10 раз меньше, чем продаваемый в магазине. Мы наблюдали работу по пере-
делке мотоциклов в нескольких московских гаражах: юноши на протяжении трех-четырех
месяцев собирали их, фактически переселились в гаражи. Некоторые переоборудовали под
мастерские свои комнаты в квартирах, и мотоцикл занимает основное место в таких комна-
тах. Атмосфера в период сборки - рабочая и спокойная, работу не завершают попойки.
Образец дизайна, а частью и технической конструкции мотоцикла берется из западных
журналов. Когда работа закончена, небольшие группы (дружеские компании) едут, нe
нарушая правил, вместе. Они не ставят никаких особых целей путешествия - "просто едут".
Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с
небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками,
создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. В России мотоцикл
83
давно стал одним из основных средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо
более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практика
означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, пока слабо
фиксирующая свое символическое пространство, но, несомненно, связанная с особой
субъективной конструкцией социальной реальности. (Здесь много параллелей с сооб-
ществом владельцев автомобилей-олдтаймеров, как показывает только что завершенное
под нашим руководством исследование [12]).
Рейверы. Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно
заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. "Рейв" (от англ.
rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать,
говорить с энтузиазмом) трактуется в "Словаре современного сленга" Т. Торна как "дикая
вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения" [13, р. 421].
Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее -
образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли
кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образ-
цов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и
российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимст-
вуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ
жизни российского рейвера - ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реали-
зуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музы-
кального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.
В России рейв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по
отношению
к мировой практике. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-
клубов. В Москве входная плата в клуб 20 долларов, напитки продаются по ресторанным
ценам, следовательно, в российском варианте это никак не субкультура молодежи рабочих
кварталов, каковой она была в Великобритании в период зарождения.
Хип-хоп культура. Среди множества других субкультурных форм, основанных на музы-
кальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук).
Манера исполнения ("чтение"), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от
уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки, на российской почве этот
стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входит составной
частью в субкультурное полистилистическое образование, получившее название хип-хоп
культура. Ее приоритеты, кроме рэпа: брейкданс как форма танца и пластики тела,
граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол
(уличный футбол) и т.д. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с
"молодежью улицы", хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается извне. Таковы
проводимые в Москве конкурсы "Культура улицы", платные школы брейкданса (в Москве
их по крайней мере восемь), соответствующие сайты в Интернете.
В крупных городах довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с
рэпом. Но фанаты рэпа относятся к "крутым парням в широких штанах (а часто просто в
узких с карманами)", изображающих из себя рэперов, с презрением. На то обстоятельство,
что рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других
российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда про-
дается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Но, разумеется, определенная
часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру.
Анализ информации о рейверах, рэперах и других молодежных сообществах, основанных
на заимствованных стилях жизни, показывает, что в своей сущности такие сообщества (с их
корпоративными правилами и образцами поведения, одежды, музыкальных вкусов) - лишь
трамплин в институционализированное общество. Они в этом смысле являются некоторым
достраиванием социальной реальности для смягчения напряженности при вхождении в
общественные структуры [14].
Романтическая компенсация повседневной рутины. В выделении этого признака ряда
молодежных субкультур для нас важна не столько мотивация соответствующих действий,
сколько выявление фактора, внешнего по отношению к конкретным субкультурным про-
явлениям. Как и криминализация общества, и западные влияния, романтическая компенса-
ция может быть рассмотрена в данном аспекте. Она выражает особенности и данного
времени, и общего для молодежи (в модели европейской цивилизации) стремления к
обновлению, приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла
жизни
и т.д.
84
"Тяга к опасному" реализуется в различных формах молодежных сообществ и не
обязательно имеет криминальный оттенок. Фактически субкультурными образованиями
стали группы, объединяемые интересом к экстремальным видам спорта. Некоторые сооб-
щества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общест-
венных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных
условиях.
Диггеры. К такого рода субкультурным феноменам относятся диггеры - исследователи
подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сооб-
ществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, - эти свойства
диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким
формам активности. Здесь есть параллели с профессиональной деятельностью спелеологов,
но в неменьшей степени, как представляется, - с герильей (без политических мотивов, а
лишь по самоощущению участников), военной разведкой (нередко военная форма исполь-
зуется как идентификационный знак), приключениями в стиле Индианы Джонса.
Если в начале 90-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то
к настоящему времени объединения диггеров (обычно - не зарегистрированные
официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.). Они имеют
малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не стремятся к
расширению этого состава. Тяги к афишированию своей деятельности диггеры, как пра-
вило, не обнаруживают. Лишь в некоторых группах есть представители средств массовой
информации.
Толкинисты. Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкинисты.