Смекни!
smekni.com

Особенности молодежных субкультур в России (стр. 4 из 5)

Очевидна их связь с иностранным источником - образами книг Джона Рональда Роуэла

Толкиена "Хоббит", "Властелин колец" и "Сильмариллион", сюжеты которых были поло-

жены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же

время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими

экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом. Идеи

и образы Толкиена скорее стали материалом для конструирования реальности толки-

нистами, чем законченными социокультурными моделями. Это подтверждается и пара-

доксальным обстоятельством продвижения на российском кинорынке в 2002 г. фильма

компании Wignut Films "Властелин колец", который, тем не менее, не повлек за собой

заметных изменений в активности толкиенистов.

Основываясь на интервью с рядом участников движения толкинистов, мы можем

зафиксировать некоторые его характерные черты. Начало движения относится примерно к

1992 г. Толкинисты появились на физфаке МГУ. Соединение популярных в то время

ролевых игр с художественным миром Толкиена дало необходимый материал для социаль-

ного конструирования и идентификаций. Местами сбора толкинистов в Москве стали

"Эгладор" (Нескучный сад, в четверг после 6 вечера, общение шло почти до утра) и

Царицыно (встречи были по субботам). На встречи в конце 90-х годов собиралось по

несколько сот человек, одетых в экзотические самодельные одежды: "по-эльфийски"

(красивые накидки разных цветов поверх доспехов, броши, хайратник и фенечки из бисера

или мулине и колокольчики, которые в основном покупали в магазине "Охотник" на

Арбате), "по-гномовски" (капюшоны, кожаные доспехи или балахоны с надписями

"Монавар", "Скорпионе" и т.д.); "гоблины" и другое черное воинство были одеты в

основном в косухи и в козаки. Фенечки, колокольчики не снимались, и толкинисты

узнавали друг друга в любой обстановке. Один из лозунгов: "Тусоваться всегда, тусоваться

везде, даже на суше, даже в воде".

Участники встреч имели экзотическое самодельное вооружение для ведения боев. Бои -

основное занятие, они шли постоянно в течение вечера по всей территории, часто - стенка

на стенку (бои на мечах). В ходе встреч дрались на деревянных мечах, сделанных из клюшек

или из лыж. Кистени делались из лыжных палок, карнизов от занавесок, каких-то палок и

т.д. Были и доспехи - поначалу из картона, дерева, железа (кастрюльки, крышки от

сковороды), позже - специально изготовленные.

При встрече все общались и вели себя соответственно героям Толкиена, с которыми

себя идентифицировали. Ставили пиво или сигареты на выигрыш в боях. Очень много

курили. Наркотики, по всей видимости, принимать было не принято.

Новых приводит кто-нибудь из "ветеранов", он обычно и становится "родственником".

Каждый, кто приходит, берет себе имя, заимствованное у Толкиена, сочиняет историю

своей жизни. Девушки вначале обычно эльфийки. История увязана с историей "родст-

85

венника", потом она может измениться, когда появятся "мать", "отец". Этикет общения -

ориентированный на "аристократический" ("Что вам угодно, милостивый государь?"). Все

объединены в семьи (мамы, братья и сестры), проводятся "свадьбы", где жрец, орудуя

мечом как крестом, произносит перед "новобрачными" ритуальную фразу: "Я венчаю вас во

имя водки, пива и спиртнаго духа". На венчание испрашивается согласие "родителей", надо

пригласить всю "семью". Когда "жених" целует "невесту" - вслух ведется счет, и сколько

насчитывают, столько бутылок пива надо поставить собравшимся в случае "развода"

("Поэтому развод невыгодное дело").

В последнее время толкинисты с большим стажем ("старики") уже не ходят на "Эгладор"

("там гниль, новенькиев{"). Важными организационными формами движения стали "каби-

нетки" - ролевые игры, проводящиеся небольшим числом участников в квартире одного из

них, а также выездные игры, которые проводятся по предварительно разработанному

сценарию (обычно по мотивам одной из книг Толкиена) нередко в лесу, с ночевками в

палатках. У игр есть рейтинг, на хорошие можно попасть по личному приглашению.

Организация ролевых игр все более четко регламентируется и планируется. Так, в Нижнем

Новгороде действует Клуб Ролевых Игр (КРИНН), в рамках которого проводятся конфе-

ренции "мастеров" региона для координации их действий на следующий игровой сезон и

составления графика игр.

Проблема общения - одна из актуальных для молодежи, и ролевые игры оказываются

важным средством технологической подготовки к более эффективному общению в моло-

дежной среде. Проблема идеала накладывается на проблему общения в аномичном

обществе, и фантазии Толкиена оказываются большей реальностью, чем мир российской

социальной действительности. В одном из интервью (девушка 19 лет, активная участница

встреч толкинистов до 1999 г.) есть выразительное представление такого соединения

реальности и иллюзии: "Я по телефону обсуждала сюжеты из "Сильмариллион" Толкиена,

всю ночь говорили о стихах, рыдали над их трагическим звучанием".

На этом фоне в ролевые игры все более активно внедряются мистические идеи, что

связано с увлечением некоторой частью участников ролевых игр книгами Н. Перумова,

М. Семеновой, А. Сапковского и других российских пропагандистов оккультизма и неоязы-

чества. Такие увлечения закрепляются сценариями некоторых игр. Например, в одной из

них ("Древняя Русь-97") от каждого участника требовалось принести жертву идолу языче-

ского бога Перуна. В других играх прослеживались связи с сатанинскими ритуалами:

"черная месса" на "животе обнаженной эльфийки" и т.д.

В целом мифологизация в рамках данного неформального объединения выстроена по

конфигурации романтизированного и более яркого мира, чем тот, который окружает

молодых россиян. Характерно, что формами общения являются различного рода дискурсы.

Обращает на себя внимание и "семейная" организация толкинистского сообщества. Нам

известны факты, когда ролевые браки становились позже реальными. Вообще утеря ясной

грани между реальностью и вымыслом оказалась способом компенсации аномии и

разрушения идеалов советского времени. Вполне серьезно участники толкинистских встреч

видят себя спасителями мира (в одной из наших записей: "Дома маме я говорила: как ты не

понимаешь, мы же совершаем подвиги, мы же спасаем мир!").

В конечном счете в толкинистском движении как-то сказалась ментальность россиян,

ранее реализовавшаяся в таких формах, как тимуровское движение. Литературные образы

Аркадия Гайдара определяли лицо общественного движения детей и подростков в СССР на

протяжении десятилетий. Тимуровские отряды создавались повсеместно, в их деятельности

соединялась общественная польза и романтическое отношение к жизни. На фоне дискре-

дитации образов советской юношеской литературы, дававшей образцы для поведения

молодому человеку в определенной нормативно-ценностной системе, в том числе в прямой

форме ролевых игр, как это было в книгах Гайдара, мифологизации Толкиена оказались

востребованными, поскольку повторяли близкую конструкцию - вполне завершенную и

идейно освященную, легко воспроизводимую в ролевом поведении.

Воспроизводство некоторых черт советского прошлого. Перенос в молодежную среду

моделей поведения и организации жизненного пространства из советской эпохи носит

субкультурный характер главным образом в крупных городах (сохранение соответствую-

щих черт как свидетельство медленного развития культурных форм в российской провин-

ции вряд ли следует трактовать в субкультурном аспекте). Следы такого переноса обнару-

живаются в организациях, сохраняющих связь с пионерией, комсомолом, компартией в их

прошлых формах. Такого рода феномены удалось обнаружить в проведенном под нашим

86

руководством исследовании прокоммунистических ориентаций современной российской

молодежи. Было установлено, в частности, что среда молодых коммунистов обладает

чертами социокультурной общности, близкой по своим показателям к субкультурному

феномену [15]. Объединительным мотивом чаще является не политический выбор, а

стремление к общению и преодоление обыденной рутины.

Подведем некоторые итоги.

1. Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и

типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологи-

чески важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смыс-

ла. Упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдель-

ных фрагментов субкультурной мозаики.

2. Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации

общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности,

"родимых пятен" советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, они в разной мере при-

сущи тем или иным субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультур-

ная специфика не свойственна молодому поколению россиян как таковому, это мозаика

социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде.

3. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития нега-

тивных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т.д.), другие

скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т.д.). Во всех случаях важно,

что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению