ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ
Изучение молодежных субкультур является важным направлением социологии молодежи. С 60-х годов XX в. к этой проблематике обращаются ведущие социологи разных стран
Мира. В России анализ молодежных субкультурных феноменов до
конца 80-х годов велся в очень узких рамках. Это объяснялось тем, что
данные феномены в силу устоявшихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а такого рода тематика в основном носила закрытый характер и ее
разработка не могла свободно проводиться тем или иным исследователем или
исследовательским коллективом. Сказывалось и то, что субкультуры, характерные Западу, были мало представлены в формах социальной и культурной активности молодого поколения.
С конца 80-х годов возросло внимание исследователей к молодежным субкультурам как в России, так и за рубежом . Разделы по молодежной суб-
культуре выделялись в изданиях учебного характера. Так, в учебнике "Социология моло-
дежи" (СПб., 1996) в разделе, написанном З.В. Сикевич, под молодежной субкультурой
понимается "культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов" [6, с. 335]. Автор настаивает на том, что молодежная субкультура - характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное "ядро", которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению».Высказанная точка зрения имеет немало сторонников, о чем свидетельствует, например, воспроизведение цитированных положений в другом
учебном пособии [7, с. 165].
На мой взгляд, относить целое поколение к субкультурному движению нельзя, более реалистична позиция М.Фуко, который настаивал: во имя
методологической строгости мы должны уяснить, что можем иметь дело только с
общностью рассеянных событий. В применении к данным обстоятельствам совре-
менной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен - по большей части именно как рассеянные события, общность которых устанавливается исследовательским конструированием реальности. Если исходить из положения, что в России молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни, то материалы исследований последних лет покажутся обескураживающими: субкультурные феномены в западном смысле едва заметны. Их известность в обществе во многом результат "эффекта Си-Эн-Эн": представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации.
Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее - их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три
фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.
Первый - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г. согласно данным Госкомстата России, молодежь (16-30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7% . Хотя в последующие года
отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для
значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний
план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.
Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы
восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и моло-
дежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие
сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы
образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как
обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень
образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к полу-
чению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор
уклонения юношей от службы в армии.
Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто
основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и
ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется иденти-
фикация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация
в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на мате-
риальное благополучие.
Третий фактор - аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех
нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной
солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде
аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных
предпочтений.
В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам госу-
дарственной власти и высшим должностным лицам. В середине 90-х годов негативные
оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют отно-
сительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный
сдвиг наметился в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, ноябрь
2001 г., В.В. Путин вызывает доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет [10, с. 65]).
Но, во-первых, эта тенденция слишком кратковременна, во-вторых, та или иная оценка
Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдель-
ным институтам. Важным итогом недоверия к власти является установка большинства
молодых россиян, что можно полагаться только на собственные силы.
На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность
среди российской молодежи. С 1990 г. по 2000 г. число лиц, совершивших преступления,
увеличилось почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18—
24-летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек). В 2000 г. к лицам, совершившим
преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14-29 лет) - более половины
(53,6%) всех преступников [9, с. 273]. Что это означает для современного состояния
молодежной среды в России? Расчет показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз
совершивших преступление (по установленным фактам), в данный момент составляет
примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14-30 лет.
Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных суб-
культур в России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультур-
ным образованиям в молодежной среде, то (1 ) связь с субкультурами криминала окажется
одной из наиболее часто представленных - наряду с (2) влиянием западной молодежной
моды, (3) феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также (
4) воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики
могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России, и в отборе
суб культурных феноменов для описания и анализа мы в основном ориентировались на них.
Криминализация молодежных субкультур. Истоки этого процесса носят общесоциаль-
ный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают
наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в
период между 1990 и 2000 гг. составило 5576,3 тыс. человек [9, с. 274]. При суммировании
80
мы не учитывали рецидивы, но все же ясны масштабы явления. Часть вернувшихся из мест
заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального
характера. В середине 90-х годов в России, по официальным данным, насчитывалось более
5 тыс. таких групп [11]. Подобного рода группировки, а в еще большей мере носители тю-
ремного опыта - важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную
среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности
в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно свя-
занной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики,
развлечений и т.д. Организованная преступность фактически составляет параллельную
реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное
значение в молодежной среде. Из этих ориентиров особое значение имеет культ физи-
ческой силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных
ценностей. В наших исследованиях зафиксированы случаи, когда молодые люди добро-
вольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их
возвращения в преступную группировку.
Сегодня криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся
вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ,
кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются
криминалом как боевые отряды при "разборках", резерв охраны и телохранителей. В своем
большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с
криминалом может быть не известна многим участникам. Субкультурными признаками
такого рода групп становятся конкуренция накачанных мышц (искаженная форма
бодибилдинга), тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях