Интеграция понимается Юнгом как процесс, с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне интеграция есть такое состояние, когда все составляющие элементы, черты или качества действуют согласовано как единое целое. В частности, Юнг обозначал термином "интеграция" стадию развития, типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия (сознания и бессознательного, мужской и женской составляющей личности, различных пар противоположностей, позиции эго относительно тени, и динамики взаимодействия между функциями и установками сознания) достигают определенного равновесия (или, правильнее, оптимального уровня конфликта и напряжения).
Гуманистическая психология признает главным предметом своего изучения личность как целостную систему.
Актуализация своих возможностей, т. е. открытие неизведанных сторон своей личности, интегрирование всех ее составляющих ведет, по Роджерсу к развитию полноценно функционирующего человека.
А Маслоу – яркий представитель данного направления также вплотную занимался проблемами интеграции – самоактуализации – как стремления человека стать все более тем, кем он способен стать.
3.2. Основные современные подходы к работе с негативной дезинтеграцией
Одним из современных подходов к работе с негативными дезинтеграциями личности являются интенсивные интегративные психотехнологии.
Интегративными психотехнологиями называются системы воздействия на личность, которые способствуют большей ее целостности[14].
Под интегративными психотехнологиями понимается также совокупность концепций, методов. Умений, навыков для достижения большей целостности и непротиворечивости личности, сознания, поведения и деятельности[15].
Интенсивные интегративные психотехнологии появились в начале 1990х годов в России, основной причиной их возникновения можно назвать те проблемы, которые возникли пред обществом и личностью в то время.
Высокая адаптивность, т.е. возможностью применения во многих ситуациях и для решения многих проблем этих психотехнологий (ИИПТ) обеспечивается многими факторами, в том числе следующими:
-длительной предысторией использования методов и техник трансформации и интеграции личности;
-тесной связью с эмпирическими техниками самоинтеграциии, которые используются людьми в обыденной жизни без теоретического осмысления;
-высокой мерой научности.
Теории и концепции ИИПТ обладают огромным разнообразием подходов (юнгианский глубинный анализ, психосинтез Р. Ассаджиоли, расширенная карта бессознательного С. Грофа, спектра сознания К. Уилберга, концепция целостностей психической реальности В. Козлова, кластерная теория интеграции М. Щербакова, матричная теория С. Всехсвятского, информационная теория И. Пригожина).
Теоретические представления при всем многообразии подходов и направлений имеют ряд особенностей:
-нелинейность и многомерность пространства, времени и человеческого сознания;
-голографическая, холономная интерпретация психики
-расширенные карты бессознательного;
-технологическое разрешение проблем с опорой на эмпирические практики
-холистическая ориентированность трансформации[16].
Интенсивность психотехнологий вызвана следующими причинами: огромным массивом кризисных состояний личности, высокой репрезентацией кризисной личности в социуме; сжатием времени, убыстрением и уплотнением энергоинформа-ционных процессов в обществе и индивидуальном сознании; проявленной потребностью быстрого и эффективного, точного и безопасного разрешения проблем личности за счет расширения ресурсов самоосознания и рефлексии.
Интенсивные интегративные психотехнологии появились в начале 90-х годов в России в соответствии с теми проблемами, которые возникли перед социумом и личностью.
Интенсивные интегративные психотехнологии работают на следующих уровнях психики как живой, открытой системы:
а) физическом и психофизиологическом (работа с физическими, соматическими последствиями стрессов и стрессогенных ситуаций);
б) психологическом (разрешение внутриличностных проблем, личностная трансформация, психотерапия, достижение интеграции личности);
в) разрешение социально-психологических проблем личности (проблемы коммуникации и социальной интеракции, социальной адаптации, проявленности в общественных связях и отношениях);
г) разрешение проблем самоактуализации (расширение личностной свободы выбора;
открытие внутренних, витальных, интеллектуальных, эмоциональных ресурсов; нахождение глубинной мотивации человека и приобретение права личностью проявить свою индивидуальность);
д) удовлетворение потребности личности в трансцендировании (нахождение психодуховных измерений личности, определение ответов на основные вопросы человеческого бытия и принятие права на "воплощенное" существование, "примирение человека с Богом", просветление и "второе" рождение).
Интенсивные интегративные психотехнологии удовлетворяют качествам системности, многомерности, целостности.
Психотехнологии мы можем рассматривать на следующих уровнях: работа с телом (шаманские психотехники, ориентированные на тело; телесно-ориентированные психотехники, направленные на расширение осознания тела и телесности; фокусированная работа с телом в стилях: массаж (китайские, японские, европейские техники); райхианские техники; рольфинг; различные статические позы; динамические движения; ци-гун; тайцзыцюань; телесные медитативные практики; синтетический массаж; сегментарный массаж; биоэнергетика Боаделла; суфийские техники балансировки энергии; трансовые танцы; ритуальные практики; холистический палсинг; система рейки; випассана; пранаяма и др.). индивидуально-психологический уровень (ребефинг; вайвейшн; холотропное дыхание; свободное дыхание; транзактный анализ; психосинтез; юнгианский анализ; суггестивные техники; аутотренинг; тренинги релаксации; техники переформулировки; игротехники; регрессия возраста; реинкарнационная терапия; различные дыхательные техники погружения; направленная визуализация; биографический метод; медитация; работа со снами; мандалотехника; терапия искусством (боди-арт, медитативная живопись и др.), социально-психологический уровень (коммуникативные тренинги; тренинги сензитивности; тренинги встреч; психодраматическое обыгрывание; ролевые игры; тренинг любящих взаимоотношений; гештальт; различные форматы работы: процессы "глаза в глаза"; суфийские ритуальные игротехники; обряды; групповые песнопения; групповые ритуальные взаимодействия; групповая динамика), психодуховный аспект ( буддистские и даосские техники самоисследования; трансцендентальные медитации; дзогчен; психотехники дзень; глубинный опыт различных сессий из психоделических погружений и погружений в расширенное состояние сознания; молитвенные практики; практики аскезы; депривационные практики; направленные визуализации и идентификации; различные инициации)[17].
Заключение.
Понятие, которое можно считать противоположным интеграции – это дезинтеграция личности. Дезинтеграционные процессы особенно характерны для личности российского гражданина в настоящее время. Это связано с потерей ценностных ориентацией, смыслов, которые раньше были важны для нашей культуры, новые же ценности противоречивы, вызывают у многих внутриличностные кризисы.
Негативная дезинтеграция может привести к психопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, к психосоматическим болезням, иногда к суицидным намерениям и смерти. Последствиями развития дезинтеграции по негативному направлению помимо общеизвестных – усталости, сниженного настроения, раздражительности или апатии, нарушения сна и сексуальной потенции, депрессивных тенденций, можно отнести и более серьезные психосоматические заболевания: гипертонию, стенокардию, язву желудка, бронхиальную астму, диабет, некоторые кожные заболевания.
Новая система общественных отношений, складывающаяся в обществе, формы и методы ее осуществления обусловили тенденцию роста пьянства, наркомании, проституции, преступности, профессионального нищенства и т.п.
Социальная работа с негативными дезинтеграциями развивалась в основном в русле психотерапии и психологии, одним из современных подходов к работе с негативными дезинтеграциями личности являются интенсивные интегративные психотехнологии.