Министерство образования Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Факультет социально-политических наук
Кафедра социальных технологий
Курсовая работа
«Негативная дезинтеграция как предмет социальной работы»
Профессор, д. п. н.
Козлов В. В.
Группы СР- 41
Иощенко Е.
Ярославль,
2003 г.
Содержание.
Введение.
1. Дезинтеграционные процессы личности как предмет социальной работы
1.1. Понятие интеграции и дезинтеграции
1.2. Позитивная и негативная дезинтеграция как два вектора развития личностного кризиса
2. Последствия негативной дезинтеграции личности
2.1. Наиболее вероятные последствия негативных дезинтеграционных процессов для личности
2.2. Дезинтегрированная личность как объект социальной работы
3. Практика социальной работы с негативной дезинтеграцией личности
3.1. История основных направлений и методов работы с дезинтеграцией личности
3.2. Современные подходы к работе с негативной дезинтеграцией
Заключение.
Приложение.
Список литературы.
Введение.
Личностный кризис можно обозначить как точку бифуркации в которой существует два вектора развития дезинтеграции: позитивная, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень интегрированности, целостности. Негативная дезинтеграция, как правило, сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением общей витальности, устойчивости, уровня гармонии и сбалансированности. Личность выпадает из социальных отношений, уменьшаются социальные контакты и т. д.
В данной работе акцент делается именно на негативной дезинтеграции личности. Выбор этой темы определяется тем, что данная проблема наиболее актуальна для теории и практики социальной работы. Именно с негативной дезинтеграцией связано понятие кризисной личности, т. к. она создает предпосылки формирования контингента клиентов социальных работников – бомжей, безработных, наркоманов и т д., то есть проблема характерна для современного российского общества, требует немедленного разрешения, профессиональной помощи. В этом и состоит актуальность выбранной темы рассмотрения.
Целью данной курсовой работы является по возможности полное раскрытие проблемы негативной дезинтеграции как предмета социальной работы.
В соответствии с выше обозначенной целью в ходе работы ставятся следующие конкретные задачи:
-раскрыть понятия «дезинтеграция» и «интеграция», «негативная» и «позитивная дезинтеграция»
-определить суть негативных дезинтеграционных процессов личности
-выявить социальные и психологические последствия дезинтеграции личности
-определить дезинтегрированную личность, человека в состоянии кризиса как объект социальной работы
-рассмотреть основные подходы, методы, виды, формы, направления социальной работы с дезинтеграционными процессами, в т. ч. современные подходы (интенсивные интегративные психотехнологии)
1. Дезинтеграционные процессы личности.
1.1.Понятия интеграции и дезинтеграции.
Понятие интеграции было введено в обиход европейской психологии Карлом Густавом Юнгом. Под интеграцией он понимал следующее[1]:
-осознание конфликта между фрагментами сознания;
-принятие конфликтующих сторон как равных по значимости.
Смысл интеграции заключается в том, что та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, более не отвергалась. То есть, интеграция означает принятие и осознание того материала психической реальности, который изгонялся из сферы Эго в бессознательное при помощи защитных механизмов (подавление, вытеснение).
Понятие интеграции в интегративных психотехнологиях было введено Джимом Ленардом (основателем движения вайвейшн). Под интеграцией он понимал присоединение части к целому, где целым является сознание, личность, а частью – вытесненный комплекс.
Понятие интеграции было более глубоко разработано среди психологов трансперсонального направления (С. Гроф, Р. Ассаджиоли, К. Уилбер, А. Маслоу).
Понятие противоположное интеграции – дезинтеграция.
Для личности, переживающей кризис, преодоление этого тяжелого состояния является наиболее важной задачей данного жизненного периода. Зачастую бывает так, что после жизненных потрясений человек становится сильнее, смотрит на мир новыми глазами, переосмысливает жизненные ценности и установки, т.е. наблюдается явление духовного роста (позитивная дезинтеграция).
Дезинтеграционные процессы особенно характерны для личности российского гражданина в настоящее время. Это связано с потерей ценностных ориентацией, смыслов, которые раньше были важны для нашей культуры, новые же ценности противоречивы, вызывают у многих внутриличностные кризисы.
Культура, принятая людьми как способ ориентации в житейском процессе посредством символов, ценностей, норм, правил, обычаев, во многих отношениях становится неэффективной. Прошлый опыт обесценивается, все труднее становится воспринимать и объяснять окружающий мир с позиций существующих норм культуры, воспринимать в единстве все культурные реалии. Практически это переживается как дефицит культуры, как невозможность представить стабильную, более четкую картину мира в индивидуальном сознании.
Кризис системы ценностей ведет к дезориентации личности. На связь этих явлений указывал М.Вебер, который выделял четыре типа мотивов человеческой деятельности: традиции, аффекты (эмоции), цели и ценности. Ценности - это высший уровень регуляции социального поведения личности, в котором выражена “собственно социальная, человеческая сторона мотивации”[2] , они выступают как глубинные регуляторы действий человека, помогающие ему осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях. На роль ценностей и ценностных ориентаций в жизни личности указывают многие социологи, в частности, АГ. Здравомыслов и В.А. Ядов. “Под ценностными ориентациями, - пишут они, - мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека”[3]
Если рассматривать личность как систему, то ценности выступают ее системообразующим фактором, выражая направленность личности и обеспечивая ее устойчивость, стабильность. Например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность. Напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательности, непредсказуемость поведения человека. С позиций синергетики в момент кризисного, крайне нестабильного состояния системы именно ценности выполняют роль структуры-аттрактора, которая выводит личность на новое качество. Следовательно, кризис системы ценностей выступает как фактор дестабилизации личности, ведет к ценностному вакууму, что является одной из причин кризисов личности и, в конечном счете, таких явлений, как рост числа суицидов, алкоголизма, наркомании. На прямую зависимость этих социальных пороков от утраты традиций и ценностей указывал В.Франкл в своей знаменитой книге “Человек в поисках смысла”.
1.2. Позитивная и негативная дезинтеграция как два вектора развития личностного кризиса
Личностный кризис можно обозначить как точку бифуркации (по И. Г. Пригожину), в которой существует два вектора развития дезинтеграции:
-позитивная, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень интегрированности, целостности[4]. Данная дезинтеграция отличается преобладанием конструктивных аспектов в развитии личности, повышением ее адаптивности и общей витальности[5], а также увеличением творческого потенциала. Такая позитивная дезинтеграция является необходимым этапом в эволюции личности – это возрастные и психодуховные кризисы.
Позитивная дезинтеграция в самом общем виде - это эволюция личности, ее переход в новое качество в результате преодоления личностного кризиса. Подробное изучение этого процесса, а также психологических условий его формирования дает возможность познать действующие механизмы кризиса. В результате можно разработать стратегию поведения с кризисной личностью, определить технологии, позволяющие победить негативные процессы распада личностных структур и вывести личность на качественно новый уровень бытия.
Во многом кризисное состояние напоминает обряд инициации, т.е. посвящения личности в новые тайны жизни. Именно кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовные пространства культуры. Кризис это не просто способ переведения личности в новое качество и более полноценного социального индивида, но и нечто большее.
Кризисное состояние является посвящением в ядерную смысловую структуру, приводящее к включению в сознание личности новых жизненных ценностей и таким образом становится действительным преображением индивида.
Кризисное состояние является испытанием на соответствие новой ситуации в материальном, социальном, духовном Я., новым социальным требованиям.