В зарубежной социологии и культурологии появление молодежных субкультур осмысливается как процесс перехода ребенка к статусу взрослого (Айзенштадт), другими словами, молодежная субгруппа - это своеобразный механизм социализации тех, кто вступает, по определению психологов, в проблемный переходный возраст. Именно в таком возрасте молодые люди ищут пути адаптации реальности через комплекс собственных ценностей, подходов, норм поведения.
Феномен молодежных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных.
Формирование субкультур тесно связано с явлением девиантности, которое социологи и психологи трактуют как отклонение от общепринятых норм поведения. Так, М. Брейк, рассматривая молодежные субкультуры с точки зрения девиантности, выделяет основные четыре типа:
1.нормальная - молодежная группа, не нуждающаяся в специальной субструктуре для решения своих социальных проблем;
2.делинквентная - группа, объединяющая в основном тех, кто потенциально способен совершить противоправные действия (мелкие кражи, драки, акты вандализма), за которые взрослые должны нести уголовную ответственность;
3.культурные бунтари - сочувствующие богеме, но профессионально не принадлежащие к литературно-художественному и артистическому миру, как правило, выходцы из среднего класса, имеющие высшее образование и являющиеся поклонниками искусства;
4.политически активная молодежь - эта группа включает в себя достаточно широкий спектр политических предпочтений: от экологических движений до прямых политических акций.
Британские исследователи в качестве первой молодежной субкультурной группы называют «тедди-бойз». Эта группа заявила о себе в середине 1950-х годов. «Тедди», подрабатывая себе на карманные расходы неквалифицированным трудом, стали относительно независимы в финансовом отношении от своих семей и могли тратить эти деньги на свои нужды. Их потребности были не велики: кино, дансинг, кафе. Но главной их культурной нишей стал американский рок-н-ролл. Как отмечают английские ученые, облик «тедди» сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок. «Тедди» были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где проходило активное освоение ими рок-н-ролла. Процесс этот часто заканчивался массовыми драками и актами вандализма. «Тедди» были мускулинным выражением консервативных ценностей, иногда им был присущ агрессивный национализм (расовые беспорядки). «Тедди» исчезли к 1964 году. Однако именно они заявили о молодежи не как о возрастной, но о социальной группе.
Другой молодежной субкультурной группой стали «моды». Первоначально представители данной субгруппы называли себя «модернистами» (термин заимствован из джазовой лексики). Цель этой социальной группы - выйти за рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и тем самым максимально приблизить себя к среднему классу и его ценностям. «Моды» грезили белыми воротничками клерков, маленьких управленцев-менеджеров, для которых карьерное восхождение по лестнице административного успеха, как им казалось, не было несбыточной мечтой.
Поэтому «моды» стремились быть и внешне похожими на тех, кого называли «белыми воротничками»: опрятность и свежесть сочетались с узкими брюками, элегантными пиджаками, остроносыми туфлями, щегольской короткой стрижкой. В реальной жизни «модов» мало интересовала работа, они были тщеславны и заносчивы, основы их бытия составляли три кита: скорость итальянских мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфетамин. Амфетамин - атрибутивный психостимулирующий препарат. В этом плане «моды» стали пионерами использования в молодежной среде допинговых препаратов, придававших им особую энергетику.
Их оппозицией в британской молодежной культуре стали «рокеры», как правило, выходцы среды низкооплачиваемых социальных групп. «Рокеры» - одетые с ног до головы в кожу мотоциклисты, наводящие ужас на обывателя. Мотоцикл был для них главным субкультурным атрибутом - символом свободы, виртуозного мастерства скоростного вождения и устрашения одновременно. Мир «рокеров» - их банда; их религия - рок; их Бог - спортивный Иисус на манер Джеймса Бонда. Сами «рокеры» считают себя «королями», властителями других авангардных групп.
Что касается мировосприятия «рокеров», то они оценивают мир с «жизнеутверждающей надежностью»; их собственные ценности, установки, чувства настолько глубоко укоренились в них самих, что образуют часть очевидной обыденной реальности. «Рокеры» культивируют «мужской дух», жесткость и прямоту межличностного общения. Они явно склонны примитивизировать социальные отношения.
Обитая в созданном ими однозначном мире, «рокеры» пологаются главным образом на собственную силу и физический самоконтроль. Центральное значение этой установки косвенно проявляется в отвержении наркотиков. Общая ориентация получила у «рокеров» воплощение в подчеркнуто «мужском» стиле поведения. Этот стиль присущ и внутригрупповому общению. В личных контактах постоянно присутствуют толчки, шлепки, шутливые удары и потасовки. «Кожаные» мужчины любят драки. Внешний вид их подчеркнуто агрессивен. Мотоциклетное кожаное и грубополотняное одеяние с металлическими планками делает их угрожающе похожими на машину. Высокие ботинки напоминают о том, что они могут быть пущены в ход, если драка начнется. На руках и груди «рокеров» - татуировка, примета супермена. В уши вдеты кольца - это дань молодежной моде. Даже изображение распятого Христа используется как символы украшения.
Фундаментальная уверенность «рокеров», как и вообще весь их стиль - грубый, шумный и уверенный, прямо перекликается с определенным стилем, с рок-н-роллом. «Рокеры» считают своей «музыкой» мускульную - характерность раннего рок-н-ролла, символами которого были Элвис Пресли и Бадди Холи. Последующую стилизацию рока они отвергают. Тяжелый и простой ритм этой музыки, вызывающей ощущение ритмического и властного движения в безвременье, хорошо вписывается в их обращение с техникой.
К концу 1960-х годов от «модов» откололась субгруппа, получившая название «скинхеды», или «бритоголовые», их иногда называли «народными дьяволами». Название пошло от привычки брить головы наголо, дабы в драке нельзя было ухватиться за волосы. Расистские настроения начали появляться после того, как в Англию стали завозить дешевую рабочую силу.
Они были ярыми футбольными фанатами. Иерархия их ценностей включала упорный труд, патриотизм, ритуальную защиту своей территории, агрессивность к группам, которые, с их точки зрения, были девиантными. Являясь весьма внушительной силой, они были аполитичны и поэтому не могли превратиться в реальную угрозу обществу.
Движение «скинхедов» разнообразно. Имеется два крупных крыла:
1. «бонхеды» («костяные башки», «тупоголовые» и «наци-скины»);
2. «скины-антифашисты» («красные скины»)
«Бонхеды» в России появились в конце 1980-х годов. В начале 1990-х начало расти, в основном в больших городах - Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге. Участились нападения на людей с неевропейской внешностью: кавказцев, азиатов, негров и т.п.
внешне группировки различаются между собой мелкими нюансами атрибутики. Группировки «бонхедов», как правило, очень сплоченные, сформированные на базе расистской идеологии и организации совместных хулиганских нападений.
«Антифашисты» - ультралевое крыло «скинхедов». Кроме расизма они борются и против сексизма (угнетение женщин) и гомофобии (преследование сексменьшинств). Их деятельность направлена часто против губительных последствий господства транснациональных корпораций, участвуют в радикальных экологических акциях. Они выступают против империализма, усиления эксплуатации трудящихся, жестокости полиции и тюрем.
К середине 1960-х годов в Великобритании появились «хиппи». Эта субгруппа включала в свои ряды прежде всего студентов и выходцев из среднего класса. Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины технократического общества потребления, стремление возродить романтические отношения с природой. Культурная почва «хиппи» - европейская интеллигенция и аристократическая богема.
К основным качественным особенностям «хиппи» исследователи относят следующие принципы:
-пассивное сосуществование;
-движение;
-экспрессивность;
-субъективность;
-индивидуализм.
Чему сопротивлялись «хиппи»? Технократизму современному общества, достижениям цивилизации, обеспечивающим жизненный комфорт, избыточности потребления, войне во Вьетнаме как выражению имперских амбиций сильной власти. За что боролись? За лучшую, в их представление, жизнь, которая может реализоваться через любовь, мистику и ритуальную магию.
Принцип движения для этой субгруппы имел два воплощения: внешние и внутренние. Внешние - это преодоление географических пространств, границ и рамок. Это проблемы топоса, вопрос путешествий по миру в поисках идеального места пребывания. Внутреннее движение - это трансформация сознания, его расширение, переживание новых ощущений за счет принятия наркотических веществ, стремление к самопознанию, к новым религиозным и мистическим формам бытия.
Экспрессивность «хиппи» рождалась из стремления к творческой деятельности, всегда окрашенной подчеркнутой эмоциональностью.
«Хиппи» высоко ценили субъективность. Она была положительным моментом их личной жизни. Погружение во внутреннюю субъективность часто снимает остроту проблемности объективного мира.