Смекни!
smekni.com

П.А.Сорокин как русский социолог (стр. 2 из 3)

Социальная мобильность - различные перемещения людей из одной страты в другую. П.А.Сорокин рассматривает два вектора мобильности — горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный — перемещения индивидов в пределах одной страты (смена места работы, места жительства, семейного положения), вертикальный — переход из одной страты в другую, который может быть восходящим или нисходящим. Существует ряд механизмов, благодаря которым становится возможным переход из одной страты в другую по вертикали, например, армия, церковь, политические партии, выгодные браки.

Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису. В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»:

o «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм;

o «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм;

o «идеалистический», характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов.

Социология революции

П.А.Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным был его научный интерес к проблемам природы революций вообще. В работах «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Листы из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925) и др. он излагает свои теоретические взгляды по этим вопросам.

«Всякая революция, - пишет он - описывая полный цикл своего развития, проходит три типичных фазы. Первая фаза, как правило, быстротечна. Она отмечена радостью по поводу освобождения от гнета старого режима и великими надеждами на реформы, которые обещают все революции. Эту первоначальную стадию можно назвать лучезарной: ее власть гуманна и великодушна, действия мягки, нерешительны и довольно бессильны. В человеке начинается просыпаться «звериное начало». Эта коротка увертюра начинает сменяться обычно второй, разрушительной фразой. Революция превращается теперь в неистовый ураган, который разрушает всё без разбора на своем пути. Он безжалостно выкорчевывает не только устаревшие, но и полнокровные институты, которые разрушает наравне с мертвыми или отжившими своё ценностями; он убывает не только паразитарную старорежимную властвующую элиту, но также и множество творческих личностей и групп. На этой стадии революционная власть безжалостна, тиранична и кровожадна. Ее действие в основном разрушительно, ее методы - насилие и террор. Если ураганная фаза не разрушит нацию до основания, революция постепенно перерастает в третью, конструктивную фазу. Все контрреволюционные силы уничтожены, начинается строительство нового порядка, новой культуры, нового человека. Этот новый порядок создается не только на основе революционных идеалов, но предусматривает реставрацию наиболее жизненных революционных институтов, ценностей и тех особенностей быта, которые на время были разрушены во второй фазе революции и которые оживают и восстанавливаются не зависимо от желания революционной власти. Таким образом, послереволюционный порядок обычно представляет собой смешение новых порядков и нового образа жизни со старыми, жизненными и продуктивными порядками дореволюционного времени».

Всякая революция, согласно П.А.Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения — потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе.

Революция, как отмечает П.А.Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А.Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А.Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:

o любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей;

o каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;

o каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.

Социология права

Нормальное развитие общества П.А.Сорокин связывает с мирным, ненасильственным течением истории, без потрясений, сопровождающихся разрушением правовых устоев общества. Вопросам же социологии права П.А.Сорокин уделял внимание на протяжении всей творческой жизни.

П.А.Сорокин считает право той силой, которая, наряду с нравственностью, мотивирует поступки человека. Право предполагает категорически обязательные волевые основы поведения, а нравственность — рекомендуемо-желательные. Официальное право, провозглашаемое в законах — это категорически-обязательные требования к поведению членов общества со стороны государственной власти (правительства). Право влияет на человека и общество следующим образом:

o как мотивационная сила способствует формированию гражданина;

o как принудительная сила осуществляет акты принуждения со стороны государства или общества, угрозу наказанием или поощрение правовой наградой, и даже проводит «социальный отбор» (при использовании смертной казни);

o как дрессирующая сила способствует выработке у членов общества одних привычек и искоренению других.

Высшая степень проявления права — это осознание индивидом своих прав и обязанностей.

В процессе исторического развития складываются определенные правовые идеалы, то есть представления о том, какими должны быть в идеале правовые нормы. П.А.Сорокин горит о законе социального иллюзионизма, о недостижимости правового идеала в условиях господства произвола и насилия. Революции, стремясь установить новые идеалы насильственными методами, становятся реакцией. Альтернативу правовым идеалам, насаждаемым насильственными методами, П.А.Сорокин видит в идеале права социально-благожелательного поведения. Его суть заключается во взаимной солидарности и любви людей друг к другу. П.А.Сорокин выделяет следующие критерии соответствия этому правовому идеалу:

o критерий интересов личности;

o критерий правового равенства между личностями;

o критерий количественного и качественного роста солидарности и социально-благожелательного поведения;

o критерий падения наказаний и наград, в частности, падение жестокости наказаний, уменьшение числа караемых лиц;

o критерий качества тех средств, которыми обеспечивается социально-благожелательное поведение, в частности, освобождение человека от излишней опеки со стороны государства или групп.

П.А.Сорокин видел будущее человечества в постепенном приближении к этому идеалу.

Доктрина интегрализма

П.А.Сорокин активно вводил в общественные науки идеи интегрализма или комплексного, синтетического, объединительного подхода к изучению общества и человека. Он предлагает изучать общество как с точки зрения объективных изменений социокультурных суперсистем, так и с точки зрения интегральной сущности человека. В работе «Интегрализм — моя философия» (1957) П.А.Сорокин рассматривает действительность как бесконечное множество различных качеств и количеств: духовных и материальных, меняющихся и неизменных и т.д. Наивысшей формой действительности П.А.Сорокин считает активное разумное творческое начало.

С точки зрения способов познания П.А.Сорокин различает:

o эмпирический аспект действительности (постигаемый опытом);

o рациональный (постигаемый разумом, то есть посредством логики и математики);

o сверхчувственно–сверхрациональный (постигаемый творческим озарением и интуицией);

Наиболее полной является истина, полученная через все три эти аспекта, а не какой-либо один из них.

Сам человек — тоже интегральное существо. Он и познающий субъект, и рациональный мыслитель, и сверхчувственное и сверхрациональное существо. Человек не только сознательное творенье, но и сверхсознательный творец, создающий явления культуры, отличающиеся от явлений неживой природы и органического мира.