Смекни!
smekni.com

Феминизм и эмансипация женщин в современном обществе (стр. 5 из 8)

Философы Серебряного века отрицательно относились к эмансипации женщин, видя в ней, прежде всего, желание нивелировать различия между полами. Они доказывали необходимость сохранения и даже культивирования отличий между женщинами и мужчинами. На этой же идее основывается "феминизм различий". Поэтому можно говорить об определенном пересечении взглядов философов Серебряного века и феминистов, придерживающихся концепции различий между мужчинами и женщинами, а, следовательно, и ценности для феминистской теории исследований русских мыслителей.

Социокультурные основания феминизма лежат, прежде всего, в гендерной системе российского общества. Российское общество на протяжении всего своего существования представляло собой патриархатное общество с доминированием мужчин и подчиненным положением женщин. Эссенциальными основами патриархатного общества являются гендерная асимметрия и гендерная иерархия, а также их непременный атрибут - дискриминация по признаку пола. Дискриминация женщин в обществе - важнейшее основание для возникновения феминизма.

В российском социуме дискриминационная гендерная асимметрия и гендерная иерархия перманентно определяли его гендерную систему, питая тем самым почву для феминизма.

В дореволюционной России гендерное неравенство проявлялось во всех сферах человеческой жизнедеятельности и носило эксплицитный характер. В ее истории был так называемый "теремной период", который, хоть и определял положение лишь представительниц высшего сословия, но формировал отношение к женщине в целом. Теремной период представлял собой высшую степень гендерного неравенства и подчинения женщины мужчине. Завершившись в XVIII в., теремной период оставил в российском обществе представление о якобы справедливости существующего гендерного неравенства, не предоставляя возможности для корригирования положения женщин и ослабления их дискриминации. Вплоть до второй половины XIX в. женщины в России не имели доступа к образованию, к работе на государственной службе; до 1917 г. были лишены гражданских прав.

Даже в советский период, когда произошли кардинальные изменения в положении женщин и в основу декларируемой гендерной политики государства был положен принцип равенства полов, российское общество оставалось патриархатным. В СССР, как справедливо заметила О. Воронина, "возник специфический тип традиционной гендерной системы - советский патриархат, при котором основным механизмом дискриминации являлись не мужчины как группа, а государство"[16].

В постсоветской России общество не только не отошло от андро-центристской сущности, но, наоборот, усилило свой патриархатный характер. Анализ современной российской социокультурной реальности, содержащийся как в официальных документах, так и в многочисленных исследованиях, показывает существование дискриминации по признаку пола во всех сферах общественной жизни[17].

Мысль о якобы невозможности феминизма в России достаточно часто озвучивается современными средствами массовой информации, при этом делается ссылка на российскую ментальность, на своеобразие сущностных черт российской женщины и т.п. Но уже с середины XIX в. феминизм представлен в России как социокультурная практика. Феминизм как социокультурная практика включает в себя женское движение, феминистскую идеологию и теорию, а также государственную политику, официально провозглашающую равенство полов.

Женское движение в России возникает в середине XIX в. В то же время общественной мыслью России начинает осваиваться идея эмансипации женщин, становясь компонентом социокультурной практики.

На рубеже XIX-XX вв. российский феминизм представлен уже достаточно широко и включает в себя крупные женские и феминистские организации, феминистскую идеологию и теорию, феминистскую печать.

В советский период главным компонентом феминизма как социокультурной практики являлась официально провозглашенная государственная политика по отношению к женщине. При всех ее плюсах и минусах она способствовала дальнейшему включению феминизма в российскую социокультурную реальность. Советскими Конституциями было закреплено равенство мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни, что не давало возможности, по крайней мере, на официальном уровне эксплицитно придерживаться дискриминационных практик. Кроме того, в советский период существовало женское движение; до начала 1930-х гг. интенсивно развивалась марксистская феминистская теория, а с 1960-х гг. теория женского вопроса; выходили ориентированные на женщин газеты и журналы. Женские организации в СССР, действовавшие в условиях тоталитаризма, не обладали идеологической самостоятельностью и должны были исходить из официально провозглашенного КПСС лозунга о достигнутом равенстве полов. Но участие представительниц этих организаций в общественно-политической жизни страны и имплицитная демонстрация ими возможности даже в рамках единой идеологии иного, немужского взгляда на решаемые проблемы, делали женское движение составляющей феминизма как социокультурной практики. В "женских" газетах и журналах советского периода создавался образ женщины свободной и равноправной. И хотя этот образ чаще всего не соответствовал реалиям, но таким образом формировался идеал жизни женщины, который был практически тождественен феминистскому идеалу.

В современной России феминизм также представлен в качестве социокультурной практики, но в сравнении с предыдущим периодом нашей истории значительным образом изменился удельный вес его отдельных компонентов. Идея равенства мужчин и женщин во всех сферах и сегодня официально признана на государственном уровне и включена в Конституцию РФ. Кроме того, Россия подписала все международные документы о ликвидации дискриминации по признаку пола. Но четкой гендерной политики в государстве нет; проблема гендерного равенства на государственном уровне не определена как значимая и практически не озвучивается. То есть в феминизме как социокультурной практике современной России значительно ослабли позиции официальной политики по отношению к женщине. В то же время значительно усилились его остальные компоненты. Женское движение сегодня представлено многочисленными неправительственными общественными организациями, которые проводят независимую и самостоятельную политику. Среди них есть и организации, открыто придерживающиеся феминистской ориентации. Важнейшим компонентом современного российского феминизма и его главной особенностью является активная и плодотворная разработка феминисткой теории и быстро развивающиеся гендерные исследования.

В самой системе функционирования патриархатных обществ заложены основы для возникновения феминизма. Мнение о том, что в России, в стране с самобытной культурой и специфическим путем исторического развития, нет оснований для феминизма, глубоко ошибочно. Феминизм уже продолжительное время укоренен в российской почве, и его истоки находятся как в русской культуре, так и в социокультурной реальности. Но для того чтобы феминизм в России мог реализовать свои функции, необходимо решить ряд задач: во-первых, сделать феминизм видимым; во-вторых, осуществить его демистификацию; и, в-третьих, репрезентировать его как перспективное исследовательское направление в гуманитарных и социальных науках.


1. Когда русские женщины начнут бороться за свои права?

(перевод публикации с сайта проекта Russia Beyond The Headlines)

Автор Светлана Сметанина

Опубликовано на сайте rg.ru 15 декабря 2010 г.

Москва - самый феминизированный город России, в том смысле, что здесь больше всего женщин: 56%. Для сравнения - средний показатель по стране - 54%, а к примеру в США он составляет 51%. В дальнейшем этот дисбаланс будет только расти. Эксперты полагают, что к 2030 на 1000 москвичей будет приходиться 1196 москвичек (сейчас 1163). Происходит это в том числе по причине разной продолжительности жизни. Если женщины в Москве в среднем живут 73,9 года, мужчины только 61,3.

Более длинная продолжительность жизни - пожалуй, единственное преимущество москвичек перед москвичами. Других преференций у них нет. А если говорить о профессиональной сфере, на лицо явная дискриминация. "В последние 10 лет мы отмечаем явную тенденцию вытеснения женщин из сферы реальной экономики в сферу торговли и обслуживания", - говорит Галина Силласте, профессор Финансового Университета при правительстве РФ, президент международной ассоциации "Женщины и развитие". По ее мнению, сегодня в России самый высокий уровень дискриминации женщин на рынке труда за последние 50 лет. Зарплата специалистов-женщин в среднем составляет 64% от зарплаты мужчин, занимающих аналогичную должность. А самое распространенное нарушение прав - при приеме на работу (когда мужчинам оказывается предпочтение) и при увольнение (в первую очередь, как правило, увольняют женщин).

Неудивительно, что большинство малообеспеченных москвичей, живущих ниже черты бедности, составляют как раз женщины и дети. Также же не подтверждается миф об особой психологической устойчивости женщин. По словам Александры Ляшенко, директора Московской службы психологической помощи населению, 77% обращений к ним поступает именно от женщин. Конечно, можно объяснить этот тем, что мужчины меньше склоны обращаться за психологической помощью. Но попытки суицида одинаково часто встречаются и у мужчин, и у женщин - 50 на 50. Напомним, что Россия входит в пятерку стран с самым большим количеством самоубийств. Конечно, о терпении и самоотверженности русских женщин известно давно, но видимо, даже этому есть предел.