При чем этот негативный процесс не стабилизирован, не приостановлен и, тем более, не снижается, а еще более нарастает. Во- первых, он принимает форму передела уже поделенного национального богатства в пользу наиболее богатых и влиятельных олигархов из числа предпринимателей, а, во- вторых, он возрастает за счет усиления эксплуатации работников на основе заниженной цены их труда. Негативное воздействие существующей сейчас в России огромной и социально не оправданной дифференциации доходов возрастает по сравнению с отрицательным воздействием дифференциации доходов населения развитых стран, так как доходы большинства нашего населения на порядок ниже, такие огромные различия в доходах населения России объясняются тем, что в ходе реформирования экономики осуществлялся переход не к действительно рыночной экономике, причем социально направленной, а к олигархическому капитализму. Возрастание доходов наиболее обеспеченного населения и его доли в общей сумме доходов происходило в ходе этих «реформ» за счет снижения доли, прежде всего, населения со средними и близкими к ним доходами. Не может быть государство авторитетным, сильным и стабильным, допуская для одних своих граждан возможность за несколько лет получать миллиардные доходы, а для других граждан - наемных работников, в том числе находящихся у него на службе и работающих в бюджетной сфере, получать за свой добросовестный труд заработную плату, не обеспечивающую даже прожиточного минимума.
Вся система нормальной, экономически обоснованной и социально приемлемой дифференциации доходов, степень её социальной справедливости зависят от многих объективных и субъективных факторов, действующих в разных направлениях.
Это, прежде всего, демографические факторы, оказывающие значительное влияние на уровень среднедушевых доходов. Например, при одинаковой величине общего семейного дохода, семья, имеющая одного иждивенца, будет располагать среднедушевым семейным доходом, на 1/3 превышающим доход семьи с двумя иждивенцами. Правда, сила этого фактора ослабевает при снижении рождаемости населения, продолжительности жизни старшего поколения.
Затем следуют факторы личных и профессиональных качеств человека, его способностей, умственных и физических, уровня общего и профессионального образования и др.
Значительную роль в усилении социально не справедливой дифференциации доходов вносит порочная налоговая система, действующая в пореформенной России. Система налогооблажения физических лиц построена в России по принципу плоской шкалы, при которой ставка налогооблажения доходов физических лиц не зависит от величины самого дохода – 13%.
В целом причины, которыми вызывается экономическое неравенство, можно разделить на две группы. Первая группа представляет собой целый ряд личностных характеристик людей, которые влияют на возможности получения того или иного уровня дохода и особенности потребления человека. Среди них: пол и возраст, семейное положение и стадия развития семьи, специфика потребностей и вкусов, способности и психологические черты, образование и т.д. Экономическое неравенство является отражением неравных инвестиций в общее и профессиональное образование. Образование как фактор социальной дифференциации рассматривалось многими представителями социальной теории. Противоречивые функции образования передавать статус от поколения к поколению и в то же время изменять его были отмечены П. Сорокиным; в современной французской социологии социальная мобильность и неравенство возможностей рассматриваются через неравные возможности получения образования для выходцев из разных социальных слоев и образовательные траектории индивидов. По данным исследований, у детей из низших слоев более короткий период обучения, и большинство из них ограничиваются достижением социального статуса родителей.
Ко второй группе причин относятся особенности механизма распределения национального или мирового дохода и богатства или прямая дискриминация, которые обуславливают ограниченность доступа к ресурсам значительной части населения. Поэтому, для того чтобы установить истинные причины экономического неравенства, следует сравнить людей или группы не столько по показателям дохода или богатства, сколько по самому широкому кругу социальных, демографических, географических и других характеристик.
Проблема экономически недостаточно обоснованной и социально несправедливой дифференциации относится, естественно, не только к доходам населения в целом, но и к определяющей составной их части – заработной плате. В. А. Ядов дает такое определение понятию: « Заработная плата – выплачиваемая за выполненную работу сумм средств, в основе определения которой лежит цена труда». Анализ зарплаты по различным отраслям российской экономики показывает, что крайне велики диспропорции в оплате труда. По данным апрельского обследования 2004 г., зарплату ниже прожиточного минимума из общего числа трудоспособного населения получали примерно 30% занятых. В сельском хозяйстве — около 70%, в сфере культуры и искусства — 52.3%, в образовании — 43.5%, в здравоохранении — 38.5%. Не менее существенен и отраслевой контраст заработной платы. У половины работников топливной промышленности она превышает прожиточный минимум в среднем в 20 раз, а у более чем у трети работников банковской сферы — в 26 раз. Неудивительно, что в целом зарплата 10% наиболее высокооплачиваемых работников в 28 раз выше зарплаты того же процента наиболее низкооплачиваемых , с.42-44утации тех же бедных .
Зарплата, попадая в бюджет семьи, принимает форму семейного дохода, на величину которого оказывают большое влияние демографические факторы (соотношение числа работающих и иждивенцев, число детей и их возраст, наличие в семье учащихся-стипендиатов, стариков-пенсионеров и т.п.).
В настоящее время в условиях перехода к рынку происходит трансформация образа жизни российского населения. Вследствие коренных преобразований возникли два образа жизни, бедный и богатый, пропасть между которыми увеличивается, усугубляя раскол общества.
Сегодня избыточное социально-экономическое неравенство в России достигло угрожающих величин и является основным препятствием для расширенного воспроизводства человеческого капитала и повышения темпов экономического роста. Именно поэтому показатели неравенства и относительной бедности должны стать ключевым ориентиром согласованной экономической, социальной и институциональной политики. Причем без радикального пересмотра распределительных отношений нельзя решить проблему нарастающей относительной бедности и увеличивающегося разрыва “бедные - богатые”. Такие мероприятия, как повышение минимальной оплаты труда и пенсий, конечно же, необходимы, но далеко недостаточны - из выделяемых на эти цели средств только 12-15% достаются бедной доходной группе. Верхний слой общества (богатые) характеризуется полным материальном достатком, наличием благоустроенной квартиры и дачи, автомашины или даже нескольких, использованием дорогостоящего платного медицинского обслуживания и платного, часто зарубежного, образования, дорогостоящего отдыха. Нижний же слой (бедные) вынужден при материальном достатке довольствоваться удовлетворением потребностей на более скромном уровне. Разница в доходах бедных и наиболее обеспеченных слоев населения в России остается непозволительно большой. За прошедшие два года этот показатель не только не сократился, как утверждает официальная статистика, но и вырос на 0.1% посвященном оценке уровня жизни в России.
Проблема бедности – острейшая социальная проблема современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Чрезмерная поляризация доходов обуславливает социальный разлом общества, вызывает социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяет кризисные процессы в семье и обществе. Чертой бедности в России считается ежемесячный доход в 1,5 тыс. руб. Ниже этой черты живет почти каждый четвертый россиянин. Причем, только четверть российских бедных являются лицами пенсионного возраста. Что касается богатых, то они составляют порядка 7 млн. человек, то есть около 5% населения. Среднедушевой доход богатых людей в среднем в 20 раз выше доходов неимущих слоев общества. Помимо материальных расходов бедных и богатых домохозяйств, фактором, обусловливающим их поляризацию, является также объем временных затрат на домашний труд. В бедных семьях, где ограничены возможности пользования платными услугами, наблюдаются самые высокие трудозатраты на домашний труд (у мужчин – 30 часов в неделю, у женщин – 53), у обеспеченных – 20 и 41 час в неделю. Соответственно, у последних значительно больше возможностей перераспределять свое время в пользу оплачиваемой занятости, образования, досуга, то есть на максимизацию дохода и наращивание своего семейного капитала. Кроме того, хорошая имущественная обеспеченность сама по себе может стать основой будущего благополучия состоятельных семей. В частности, наличие жилья в собственности – это средство сбережений, которое может быть передано следующим поколениям или конвертировано в денежный капитал. Для бедных же семей, арендующих жилье, последнее не является активом, поэтому расходы на его содержание принимают "затратный" характер. На увеличение разрыва между бедными и богатыми влияют, кроме объективных факторов, ценности и мотивации людей в экономической сфере, приводящие к разным моделям социально-экономической адаптации в целом. Исследование ментальных установок и особенностей индивидуального поведения социальных низов было популярно в англо-американской социологии 1960-х г., в частности, в концепции "культуры бедности" О. Льюиса, где индивидуальные качества бедняков рассматривались как главная причина их пребывания на социальном дне. Результаты исследований свидетельствуют о наличии тесной связи между длительным ухудшением условий жизни и снижением у многих людей уровня социальных потребностей, притязаний и активности.