Смекни!
smekni.com

Понятие и сущность социального неравенства (стр. 4 из 5)

Бедные ценят деньги как средство для выживания, богатые как средство потребления. Взгляд на это разный, у богатых это как возможность самоутвердиться, у бедных - выжить. Поэтому бедные люди так ценят деньги и людей, которые много зарабатывают и их имеют, потому что видят в них обеспечителей, а значит людей, которых заботятся о родных или близких (обычно это благодаря эксплуатации тех же бедных). Бедные также говорят о честном труде и честных деньгах, таким способом подтверждая их трудом и делая их чистыми, но это приводит к идеализации денег. Богатые относятся к деньгам, как средству потребления и власти над другими (теми, кто идеализирует деньги), более практично и рационально (у них деньги не пахнут, поэтому они богатые), также меряют свой успех их количеством, поэтому также очень озабочены деньгами. Бедные хотят быть похожими на богатых, особенно тратя все свои деньги на то, что уже больше, чем нужно для выживания и самые необходимые удобства, это потребление комфорта и другие излишки.

Людям, преуспевающим в накоплении денег, свойственно не только чувство превосходства над теми, кто не обладает подобными способностями, но и самооправдование через приписывание обираемым неудачникам разных негативных качеств – глупости, трусости. Со своей стороны, бедные редко верят в то, что богатство является результатом высоких личностных качеств и талантов, и так же наделяют богатых такими пороками, как жестокость, скупость.

Бывает так же и такое, что богатые пользуются преимуществами в виде престижа, уважения, почитания, которых не имеют бедные. Отсутствие же денег или их незначительное количество лишают человека его социальный позиции, престижа, даже нередко достоинства и уважения окружающих.

Поляризация доходов и социальный разлом общества фактически привел к возникновению «двух Россий», противостоящих и уходящих друг от друга по своему поведению, предпочтениям и ориентациям. Образовалось два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, отличающихся ценами и набором потребительских благ. Представители «двух Россий» плохо понимают друг друга. В «страну» богатых входит и политическая элита. На противоположной стороне находится «страна» бедняков, доходы которых не достигают прожиточного минимума. Различия в уровне жизни «двух Россий» достигает 100 раз.

Действительно, богатых и бедных разделяют в реальной жизни, в первую очередь, их потребительские характеристики, особенно по части питания и башмаков. Далее следуют такие показатели: отсутствие у богатых долгов, наличие более высокого качества жилья, возможность получить хорошее образование и качественное медицинское обслуживание, провести отпуск за границей, помочь детям добиться в жизни большего, чем их сверстники. У бедных – все с точностью наоборот.

Столь большой разрыв между двумя «полюсами» населения России безусловно социальная несправедливость, которая не может не порождать социальной напряженности. Однако, дифференциация доходов населения объективна необходима как важнейший стимул трудовой активности всего трудоспособного населения, как мотивация предпринимательской деятельности. Уравнительность лишает человека стимулов повышения свей квалификации и интенсивности труда, увеличения его производительности при любых формах собственности. Но различия в доходах должны отвечать различиям в труде: его квалификации, производительности и интенсивности, энергии и предпринимательской активности, творческому потенциалу.

Только тогда дифференциация доходов объективно экономически обоснована и социально справедлива и только тогда она является экономически и социально эффективной.

Дифференциация доходов, социально – имущественное расслоение населения – отличительная черта России сегодня. Неравенство- есть результат действия различного рода факторов :экономических, демографических, социальных. Усиливающийся разрыв между богатыми и бедными требует согласования деятельности экономической, социальной и институциональной политики.

3.Депривация как вид неравенства.

В науке данный термин начал использоваться в первой половине XX в. в своем самом непосредственном, буквальном смысле — в рамках физиологических исследований, связанных с лишением организма возможности удовлетворять те или иные жизненные нужды. В несколько ином значении термин был введен в социологию (и социальную психологию) С. А. Стауффером, который рассматривал депривацию как один из факторов развития социальных групп и общественных организаций, который субъективно проявляется как чувство недовольства, испытываемое группой по отношению к своему состоянию, а объективно - как стремление данной группы достигнуть уровня другой группы, более развитой или более благополучной.

Очевидно, что такое определение преимущественно относится к социально обездоленным группам, прежде всего - к малоимущим, для которых справедливо как понятие относительной депривации по Стауфферу, так и более общее понятие депривации как социально-экономической неполноценности. В современных условиях именно депривация в последнем из указанных значений приобретает характер острейшей проблемы - не только социальной, но также психологической и педагогической.

То есть можно сказать, что под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами). Ощущение депривации может быть осознанным, когда индивиды и группы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего состояния. Но возможно и такое развитие ситуации, когда депривация переживается как что-то иное, т.е. индивиды и группы воспринимают свое состояние в превращенной форме, не сознавая его подлинных причин. В обоих случаях, однако, депривация сопровождается острым желанием ее преодолеть.

Выделяют следующие виды депривации:

· Экономическая депривация.

Проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации. Для возникновения религиозных движений субъективное ощущение депривации является наиболее важным фактором.

· Социальная депривация.

Объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. В современном обществе молодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников - выше, чем их коллег-женщин, талантливым людям предоставляют привилегии, недоступные для посредственных. Социальная депривация обычно дополняет экономическую: чем меньше человек имеет в материальном плане, тем ниже его социальный статус, и наоборот. В целом образованный человек стоит “выше” на социальной и экономической шкале, чем необразованный. Существует ещё такое понятие как организмическая депривация. Она связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека - физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д.

· Этическая депривация.

Она связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Такого рода конфликты могут возникать по многим причинам. Некоторые люди могут ощущать внутреннюю противоречивость общепринятой системы ценностей, наличие негативных латентных функций установленных стандартов и правил, они могут страдать из-за несоответствия реальности идеалам и т.д. Часто ценностный конфликт возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации. Известны такого рода конфликты между обществом и интеллектуалами, которые выработали свои критерии совершенства в искусстве, литературе и других областях творчества, не разделяемые широкой публикой. Многие религиозные реформаторы (например, Лютер), а также и политические деятели радикально-революционного направления (Маркс), видимо, испытывали ощущение депривации, вызванное этическим конфликтом с обществом - невозможностью вести образ жизни, соответствующий собственной системе ценностей.

· Психическая депривация.

Возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. Это преимущественно бывает следствием острого и не разрешенного в течение долгого времени состояния социальной депривации, когда человек в порядке самопроизвольной психической компенсации своего состояния утрачивает приверженность ценностям не признающего его общества. Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Личность, испытывающая состояние психической депривации, как правило, наиболее восприимчива к новым идеологиям, мифологиям, религиям. В противоположность этой категории, лица, переживающие этическую депривацию, демонстрируют глубокую приверженность к привычным для себя ценностям. Психическая депривация проявляется, прежде всего, в чувстве отчаяния, отчуждения, в состоянии аномии, проистекающих из объективных состояний депривации (социальной, экономической или организмической). Она зачастую выливается в действия, направленные на устранение объективных форм депривации.