Введение.
Сказать что неравенство универсально – это сказать все и ничего. То что оно существует и что никакая форма его не заменит стал в современном обществе фактом – «Существование социального неравенства можно принять за аксиому. Неравенство – непреходящая ценность человечества, относящиеся к фундаментальным основаниям общественной жизни. Но в обыденном сознании этот факт парадоксальный – человеческая эгоистичность не может примириться с этим фактом. Неравенство влияет наш образ жизни, на продолжительность нашей жизни, на нашу семейную жизнь, на наш досуг.
Падение уровня жизни большинства россиян, возросшие масштабы бедности приводят к обострению социальной напряженности в регионах и определяют необходимость проведения продуманной социальной политики. Социальная напряженность имеет два диаметрально противоположных воплощения: первое, позитивное воплощение - это конструктивное напряжение социальных сил, второе, негативное - это напряжение, обусловленное ограниченностью социальных перспектив, безвыходностью социально-экономического положения, отсутствием путей для желаемой реализации своего человеческого потенциала. Эффект негативного социального напряжения подобен эффекту тяжелой депрессии, при которой ценность жизни утрачивается. Соответственно, и неравенство в зависимости от условий, в которых оно реализуется, может оказывать диаметрально противоположное воздействие на социально-психологическое состояние общества. В нормальных условиях, когда оно не порождает у значительных по численности групп населения чувства своей социально-экономической несостоятельности, когда большинство населения видит в неравенстве потенциальную возможность улучшения своего положения, осуществление которой целиком зависит от собственных усилий, неравенство позитивно влияет на социально-психологическое состояние общества. В таких условиях неравенство стимулирует конструктивное напряжение социальных сил. Это подтверждается результатами недавних сравнительных исследований по США и странам Западной Европы, показывающими, что чем выше неравенство оплаты труда, тем выше и субъективная склонность к интенсивному труду, и фактическая производительность труда. Напротив, неравенство, выражающееся в лишениях, испытываемых значительными группами населения, вызывающее ощущение социально-экономической несостоятельности из-за невозможности улучшения своего положения за счет собственных усилий, воздействует на социально-психологическое состояние общества негативно. В этом случае оно не только служит источником нейропсихологической напряженности, но и деформирует мотивацию социального поведения. В том числе оно разрушительно воздействует и на репродуктивное поведение населения.
Проблема неравенства активно изучается в социальных науках, ей уделялось и уделяется значительное внимание в отечественной научной литературе. Активная работа над проблематикой неравенства в современных отечественных научных исследованиях обусловлена радикальными социально-экономическими изменениями, которые повлекли за собой трансформацию социальной структуры общества, и необходимость исследования социального неравенства, стратификации в постсоветском обществе. Среди авторов, освещающих данную проблематику Андреев А. Л., Балабанов А. С. Беляева Л. А., Шевяков А. Ю.
1.Понятие и сущность социального неравенства
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.
В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”. Волков Ю. Г. дает следующее определение этому понятию: «социальная стратификация – это иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т.д.) существующие в любом обществе». В социологии они состоят из социальных групп и акцент делается на способах их структурирования и сохранения во времени неравенства между ними.
При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.
Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих признаков в общественной иерархии у других.
Понять социальное неравенство можно только на основе рассмотрения дифференциации людей — их различий. Эти различия могут быть как врожденными, так и приобретенными, носить как естественный, так и социальный характер, быть материальными или духовными, физиологическими, психическими и интеллектуальными.
Изначально в основании неравенства лежит естественная дифференциация — различия между людьми, обусловленные их физиологическими, психическими и интеллектуальными особенностями. Они могут иметь как врожденный (пол, раса, умственные способности, физическая сила, состояние здоровья и пр.), так и приобретенный характер (вследствие обучения, тренировки, болезни и т.д.). Здесь уместно вспомнить положение Библии о том, что Бог сотворил людей неравными; в христианской традиции естественные особенности людей понимаются как результат промысла Бога о конкретном человеке.
Естественные различия являются одной из основ развития неравных отношений людей — социального неравенства. Эти различия составляли важнейшую базу неравенства в первобытности, и имеют большое значение и сегодня. Различия заключаются в смещении акцентов с одних факторов на другие. Несмотря на примеры таких явлений, как расизм, нацизм, апартеид ХХ века, в большинстве современных демократических стран влияние на социальное неравенство таких естественных различий, как раса и цвет кожи, национальность, состояние здоровья минимизируется. Дальнейшее ослабление данных факторов является заботой многих политических сил (например, создание условий для труда и полноценного быта инвалидов, борьба против расовых предрассудков и др.). В то же время, больший вес приобретают такие естественные факторы, как одаренность в разных областях, психические, интеллектуальные и духовные качества.
Иной уровень дифференциации индивидов — социальный. Социальными называются различия, порожденные социальными факторами, главные из которых следующие:
- разделение общественного труда, порождающее различные виды занятий и профессий индивидов.
- занятие человека определяется исключительно содержанием его деятельности (работа по дому, хобби, садоводство на даче и пр., а также профессиональные занятия).
-уровень жизни связан с внешними по отношению к индивиду условиями — как физическими, так и культурными. Физические условия: природно-климатические, экологические, ландшафт, плотность населения, урбанизированность (насыщенность городскими условиями жизни). Культурные условия определяются той социокультурной средой, в которой живет человек (язык, нормы, традиции, религия, идеология и пр.).
- образ жизни является личностной характеристикой человека — он зависит от возраста индивида, его образования, рода занятий, уровня духовной культуры, запросов и других подобных факторов. Становление образа жизни определяется как укладом жизни в данной местности, так и процессом социализации личности.
Структурные образцы неравенства возникают в каждом историческом типе государства в более или менее длительных формах (касты, сословия, классы, слои). Нынешняя культура допускает наличие такого неравенства. Например, неравенство по доходам или по должностным статусам не вызывает у нас никаких возражений, в отличие от неравенства по национальному признаку.
Социальная дифференциация есть предпосылка самого функционирования общества, поскольку без выполнения различных функций социум существовать не может. Другое дело — социальное неравенство. Сущность социального неравенства заключается в том в оно является универсальной характеристикой общества, при котором индивиды имеют неравные жизненные шансы на доступ к социальным и культурно-символическим, и культурно-нормативным благам общества.
Многие мыслители издавна пытались установить, может ли существовать общество без социального неравенства, поскольку слишком много несправедливостей обусловлено социальным неравенством. Из осознания вопиющей несправедливости окружающего мира рождались представления и мифы об ушедшем «золотом веке», когда все были равны, возникали утопические мечтания о создании общества равных возможностей и полного социального равенства.
В социологии не существует единого, универсального объяснения указанного явления. Различные научные школы и направления трактуют его по-разному.
Выделяют два основных методологических подхода:
Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможно только благодаря разделению труда между социальными группами: одна из них занимается производством материальных благ, другая — созданием духовных ценностей, третья — управлением и т.д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности, но некоторые из них, с точки зрения общества, являются более, а другие — менее важными. Как отмечали американские социологи К. Дэвис и У. Мур, для поддержания неравенства «общество должно каким-то образом определить место своих членов в системе социальных положений и побудить их выполнять обязанности, связанные с этими положениями. Оно должно, следовательно, гарантировать себе два разных уровня стимулирования: исподволь внушать своим членам желание занять определенное положение; и уже занявшим данное положение — желание выполнять связанные с ним обязанности. Иными слонами, в обществе должны быть специальные механизмы, поощряющие людей, выполняющих более важные социальные функции, например неравномерность в распределении доходов, вознаграждения за труд, привилегий, повышающая значимость той или иной статусной позиции.