Данный опрос был достаточно многоплановым, однако мы остановимся подробнее на выявлении мотивации выбора специальности.
Выявление структуры мотиваций, обусловивших выбор молодыми людьми будущей профессии, базировалось на определении степени влияния внутренних мотивов (побуждений индивида) и мотивов внешнего характера (влияние внешних условий и факторов) на осуществление выбора. Внутренняя мотивация проявляется через интерес и наклонности к избираемой профессиональной области, стремлении овладеть необходимыми знаниями. Внешние мотивы связаны с ситуацией на рынке труда, возможностью хорошего заработка, статусом и престижностью профессии в обществе.
Как показал опрос, внутренние мотивы к выбранной специальности присущи практически каждому выпускнику. На выбор примерно каждого третьего выпускника повлияли внешние обстоятельства.
В выборе специальности у большинства выпускников, как МГУ, так и МГТУ доминирует внутренняя мотивация. Вместе с тем на выбор выпускников МГУ в большей степени, чем выпускников МГТУ, повлияли такие мотивы как призвание, интерес, наклонности к избранной области знаний (76% против 52%), наличие профильной довузовской подготовки (29% против 19%). Отмечены и другие особенности в мотивации выбора. Например, студенты-медики чаще прислушивались к советам близких людей, принимали во внимание семейные традиции. Именно среди медиков более жизнеспособны научные династии.
На выбор выпускников МГТУ в отличие от выпускников МГУ чаще повлияли внешние факторы – общественный престиж специальности (14% против 7%), спрос на российском рынке труда (13% против 7%).
Таким образом, можно сделать вывод о значимости внешних факторов в формировании мотивации выбора специальности.
Более подробно факторы, влияющие на мотивацию выбора специальности, рассматривает Е. Л. Могильчак в своей статье «Влияние родительской семьи на поступление в ВУЗ». В рамках проведённого исследования[6] было опрошено по 500 первокурсников в городах Екатеринбурге, Владивостоке, Казани, Кемерово, Ульяновске - всего 2500 студентов в 150 студенческих группах. В каждом общегородском массиве с использованием данных региональной образовательной статистики выдерживались пропорции по принадлежности к вузам, а также к бюджетной или контрактной форме обучения, то есть была осуществлена квотная выборка. В каждом городе исследованием были охвачены все государственные вузы за исключением творческих учебных заведений и вузов силовых ведомств, в общей сложности - 36 высших учебных заведений. Анализ осуществлялся по каждой территории в отдельности, при этом описывались и общерегиональные закономерности.
Е.В. Могильчак заостряет наше внимание на том, что высшее образование часто используется как общее, дающее определенный уровень культуры, а не специальное. Работодатели в значительной части случаев формируют запрос на работников с высшим образованием, при этом специальность соискателя не принимается во внимание .
Учитывая это, значительная часть абитуриентов сознательно или бессознательно адаптируется к описанной ситуации, не пытаясь выбрать конкретную специальность. От 20 до 28% опрошенных ориентируются только на профиль будущей профессиональной деятельности. Поступили в вуз, не зная профилей и специальностей, либо случайно в него попали от 11 до 19%.
Несмотря на то, что экономические мотивы преобладают при принятии решения получить высшее образование, они в значительной части случаев не оказывают влияния на выбор конкретной специальности. Так, самая низкая информированность абитуриентов была зафиксирована именно по отношению к перспективам трудоустройства по специальности, она является одинаково низкой в группах с различными мотивами получения высшего образования. Эти данные указывают не только на объективную трудность оценки данных перспектив, но и на отсутствие потребности у молодых людей в такой оценке вследствие отдаленности проблемы трудоустройства. Нужно учитывать и то, что конкуренция за места в вузах является скорее борьбой за возможности, а не за реальные быстро реализуемые экономические выгоды, связанные с работой по полученной специальности.
Данные исследования показывают, что информированность о перспективах трудоустройства по экономическим и юридическим специальностям несколько выше, чем в целом по всей совокупности. Данные специальности чаще других выбирали дети предпринимателей и руководителей предприятий, что указывает на осознание наиболее адаптированными к рынку группами населения целесообразности данных направлений подготовки. Так же исследователи считают, что несмотря на относительное перепроизводство этих специалистов, полученные ими в процессе обучения знания могут оказаться необходимыми для предпринимательской и управленческой деятельности и быть востребованы в будущем.
Взаимосвязь конкурса при поступлении на специальность и успеваемости в школе зафиксирована только в однородных по доходу и форме обучения группах. Однако не всегда с ухудшением успеваемости конкурс снижался. В трех регионах из пяти был обнаружен противоположный эффект: со снижением школьной успеваемости конкурс, наоборот, увеличивался; данная закономерность касалась самой высокодоходной категории. Это указывает на снижение значимости интеллектуальных ресурсов при поступлении, которое, хотя и существует в пределах всего одной группы, тем не менее, может быть рассмотрено как явно несправедливое.
Нужно отметить, что некоторые тактики выбора специальности создают условия для возникновения трудностей в процессе учебы. При поступлении на низкоконкурсные, но трудные в обучении профессии, абитуриенты принимают во внимание, прежде всего низкий конкурс, а не трудность учебы. Так, на технических направлениях учившихся в школе с тройками больше, чем на других специальностях. Это создает серьезные проблемы уже после поступления.
В целом уровень реализации планов при поступлении в вуз является высоким. В тот вуз, который хотели, поступил минимум 81% первокурсников, на выбранный факультет - 78%, специальность - 72%. Эти данные не противоречат результатам нашего исследования в вузах Екатеринбурга в 2004 г. - около 70% студентов были удовлетворены выбранной профессией полностью или большей частью[7].
Высокий уровень реализации образовательных планов и удовлетворенности выбранной профессией свидетельствует скорее о профессиональной "размытости" данных планов, решении получить просто высшее образование - неважно какого профиля и специальности. Отчасти поэтому процесс принятия решения о выборе специальности и формы обучения "открыт" для влияния сторонних лиц - прежде всего родителей. Отвечая на вопрос "Почему Вы решили поступать в высшее учебное заведение?" от 12 до 17% первокурсников указали в ряду других такую причину как - "Это было решение семьи". 27% выпускников школ указали на родителей как инициаторов идеи о поступлении в определенное учебное заведение, 47% отметили, что именно родители оказали наиболее сильное влияние на их окончательное решение[8].
Интересно, что выпускники технических специальностей по Приволжскому региону при поступлении более ориентировались на специальность, которая позволяет получить интересную работу – 46%, всегда будет востребована – 37% и гарантирует высокооплачиваемую работу – 30%. Таково мнение старшекурсников, которые оценивают свое решение о поступление через призму прошедших студенческих лет.[9]
Можно сделать вывод, что при поступлении в вуз для большинства абитуриентов наравне с внутренними мотивами (склонностями, способностями и т.д.) значение имеет более сам факт поступления в вуз, а после уже выбранная специальность, перспективность которой (в плане удачного трудоустройства в первую очередь) также рассматривается как немаловажная.
Поступая на тот или иной факультет, многие абитуриенты зачастую совершенно не представляют себе, с чем им придется иметь дело после окончания ВУЗа, где и кем работать, какими проблемами заниматься, и т. п. Лишь курсу к третьему, студент начинает более или менее ясно представлять себе, в чем заключается суть изучаемой им профессии, т. е., фактически, какое профессиональное будущее его ждет. Проблема в том, что в этот момент многие понимают, что выбранная профессия оказалась не совсем тем (а иногда и совсем не тем), что они ожидали увидеть, поступая в тот или иной ВУЗ, что им совершено неинтересно изучать ее, а тем более работать по ней в дальнейшем. Часто в этот момент студенты понимают, что на самом деле их призванием было нечто совершенно другое. Однако менять что-либо на 3-м -4-м курсе (т.е., переводиться на другой факультет, поступать заново) уже поздно. Вот и получается, что студент доучивается по нелюбимой профессии оставшиеся несколько курсов, а затем идет работать по другой специальности. Часто он рискует пополнить ряды безработных.
В постсоветское время на смену романтическим мотивам в выборе профессии приходят прагматические мотивы карьеры, материального благополучия, учебы ради получения диплома о высшем образовании в престижном ВУЗе. Мало кто относит к основным ценностям ориентацию на работу по специальности в государственных структурах, коллективизм и товарищество, отношение к обществу предельно цинично. Работа в основном представляется средством обретения социального статуса, материального благосостояния, "независимости во всех отношениях"[10].