Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»
По дисциплине: История социальной работы
На тему: 1. Предпосылки возникновения социальной работы в России
2. Значение моделей социальной защиты в социальной политике
государства
Работу выполнил
студент гр. СХз-301
Милихина М.В.
Проверил: доц. Рузова Л.А.
Тольятти 2010 г.
1. Предпосылки возникновения социальной работы в России
При взгляде на окружающую нас действительность мы убеждаемся, что современные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым. На основе накопленных в минувшие эпохи знаний, традиций и навыков история помогает современному поколению людей не повторять допущенных ранее ошибок и находить оптимальные решения сегодняшних социальных проблем
Социальная история изучает расслоение народа по признакам материальной обеспеченности, характеру трудовой деятельности, его деление на верхние, средние и низшие социальные слои, их место и статус в социально-политической структуре и экономическом организме российского общества.
Гуманистические национальные традиции славян складывались под влиянием многих факторов, среди которых были их условия жизни и быта.
Для славянских восточных племен характерной особенностью быта являлось прежде всего то, что они вели родовой образ жизни , при котором каждый жил со своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел своим родом. Но предки наши на той начальной стадии общественного развития не знали семьи, они знали род, который означал для них всю совокупность степеней родства, как самых близких, так и самых отдаленных. Более того, род означал и совокупность родственников, и каждого из них в отдельности.
Многими археологическими исследованиями установлено, что у племени населяющих районы Припяти и Среднего Приднепровья. у предков восточных славян уже были земледелие, скотоводство, ремесленничество. Такой тип мирных занятий постепенно формировал особый характер мы взаимоотношений между людьми, нравственные нормы поведения индивидов. Таким образом, преимущественное занятие земледелием и скотоводством еще на ранней стадии своего развития, имело большое значение для зарождения у них таких черт народного характера, как уравновешенность, незлобивость, отражающих простоту их быта, нравов и обычаев.
С зарождением Киевской Руси происходит упрочение внутригосударственных и хозяйственных связей, развивается культура, формируется зарубежный рынок все это в конечном счете ведет к распространению и закреплению бытовавших уже народных традиций и обычаев, определенных норм морали, отражающих своей совокупности духовной жизни славян.
Формирование славянской духовности, развитие культуры, в значительной степени определяющий характер и содержание взаимоотношений между людьми, проходило также под влиянием деятельности славянских просветителей Кирилла и Мефодия, создавших в 863 г. славянский алфавит, в скорее на его основе и единый книжнописьменный славянский язык.
Все это вместе взятое явилось объективной предпосылкой закрепления христианства на Руси, сыгравшего положительную роль в историческом процессе славянских народов нашей Родины, в том числе и в развитии благотворительности.
Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и так далее.
Выделяются следующие основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах:
- культурные формы поддержки с различными сакральными атрибутами
- общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения
- хозяйственные формы помощи и взаимопомощи
Например: Поклонение древних славян кругу. Он означал, прежде всего, оберега от злых духов, был символом определенной целостности, стабильности и основательности. Человек как бы не ощущал себя обособленным существом, он был неким единством, заключившим в себе космическое пространство. одновременно являясь его продолжением. в то же время он не противопоставлял себя космосу, природе, а включал себя, растворялся в них, становился таким же целым как и они.
Среди общинно-родовых форм помощи и поддержки особое место отводилось круговой поруке – «верви». Вервь была не только формой гражданского права, но и системой взаимоподдержки общинников друг друга. Тем самым уже в этот период времени закладывалась традиция заботы о слабых, менее защищенных. Если семья не помогала пожилому человеку, то заботу о стариках брала на себя община. Для них отводился по специальному решению общества отрезок земли, где они работали. Не менее интересные подходы к поддержке сложились в отношении детей-сирот. Проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое « приймачество» Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство. Зарождались и формы помощи вдовам. Нуждающимся вдовам оказывали помощь продуктами, это происходило, как правило, после уборки урожая. В основе хозяйственной взаимопощи и взаимоподдержки лежала всевозможная взаимовыручка. Так называемые «помочи» оказывались людям в самых различных ситуациях: при пожаре, наводнении и других экстремальных ситуациях. Особой формой поддержки были «наряды миром» они проводились в семье, если взрослые ее члены были больны. Соседи приходили, чтобы растопить печь, накормить скот, ухаживать за детьми. Обязательными «помочи» были при постройке дома, уборке урожая. Одной из активных форм помощи были толоки. Они включали в себя не только совместную обработку земли, но и различные виды перевозок. Своеобразной была и форма складчины. То есть несколько семей объединялись, чтобы совместно заготавливать корма для скота.
Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождались интересные формы помощи и поддержки. Они носят не только внутриродовой характер, но и выходят за ее пределы, становятся основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся.
В российской практике это термин был заимствован в конце 80-х начале 90-х годов из западных источников. Отсюда и сходство, и понимание целей и задач социальной работы. Однако следует учитывать и историческую специфику в понимании, как термина, так и деятельности хотя культурная традиция сама накладывает отпечаток на формы и методы социальной работы.
Культурно-историческая модель поддержки и защиты начинается с работы отечественного ученого А. Стога в работе «О общественном призрении»
С 16 по 18 век слово призрение , встречается в активной церковно- славянской лексике уже в 11-13 веках. Словарь древнерусского языка фиксирует глагольную форму, которая обозначает – посмотреть, взглянуть, оказать внимание, милость, внимание, приласкать.
В 17 веке термин приобретает светское существование, поскольку наряду с церковью, субъектом помощи являлась, и государственная власть Призрение интерпретируется как: видение, благосклонное внимание, отношение, присмотр, забота попечение. Здесь отчетливо выражено отношение старшего к младшему, слабому, убогому. В 18 веке термин приобретает научное звучание как приказы общественного призрения. Призрение обязательно, поскольку отражает отношение на государственном уровне к тем, кто сам не может позаботиться о себе, в то время как благотворительность рассматривается как категория нравственная, выражающая проявление сострадания к ближнему.
К 19 веку система помощи перерастает быть связанной с деятельностью государства и его институтов, начинает проявляться и учитываться деятельность гражданского общества. Так. Е. Максимов полагает более широкую трактовку формирования системы общественного призрения
-период благотворительности, когда помощь носит стихийный характер;
- период становления государственности, когда зарождаются идеи государственной помощи
- становление идеологии государственного призрения и формирования ее в систему
- укрепление тенденций организованной гос. помощи с включением в него « общественных организованных сил»;
-профессиональный этап, связанный с проблемами бедности с формирование нормативно-правовой базы призрения.
Так в 1918 году Народный Комиссариат Государственного Призрения переименовывается в Народный Комиссариат Социального обеспечения, постепенно превращающемуся в государственное обеспечение
2.Значение моделей социальной защиты в социальной политике государства
Социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель, социальной помощи, которую общество реализует в конкретный период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства. Социальная работа есть общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и является гарантом политической и социальной стабильности общества. Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражает результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержанием и формах социальной работы каждая модель содержит теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, социокультурыми основами жизни, а также предполагает определенное содержание работы.
Система эта в современном виде, состоит из социальной политики и социальной защиты, их взаимоотношение интересовало еще Платона, Аристотеля и других учены. Исследование их взглядов на роль общества и государства, на их отношение к личности,- является источником для осмысления формирования многих современных концепций и моделей взаимодействия человека и государства, значения личности и роли ценностей и идеалов в наши дни.