Смекни!
smekni.com

Драматургический потенциал повседневных коммуникаций (стр. 3 из 5)

Часто спектакль стоит под угрозой срыва, когда роли слишком заучены и последовательность сильно организована. Во-первых, участникам команды легко запутаться, в случае, например, если один забудет свою реплику. Во-вторых, это выступление может казаться чересчур наигранным. Но общество стало смотреть на это через призму этикета и традиций. За столом надо сидеть по старшинству, глава семьи читает молитву и т.д. – все эти указания делают спектакль более организованным, а знать и следовать этим правилам, значит быть человеком благовоспитанным. Через ошибки в таком спектакле аудитории не откроется обман, он подразумевается. Например, если при смене караула один солдат перепутает движение, его могут уличить в неаккуратности, но не в том, что он обманывает аудиторию. Ведь зрителям и так известно, что это церемония, и дома этот солдат так не ходит.

Гофман разделяет впечатление, которое человек хочет произвести, и впечатление, которое он производит. Ключ к данному разделению — намерения индивида. Проблема заключается в осознании исполнителем собственного исполнения.

Глава 2. Представление себя другим в межличностных отношениях

(на примере отношений дружбы и любви)

2.1. «Постановка» дружбы

Стоит выяснить понятие слова «дружба». В разных источниках определение этого слова примерно одинаковое: «Дружбой называют отношения глубокой привязанности, основанные на общности убеждений, интересов, личной симпатии, испытанные временем и трудностями».[9] Казалось бы, что близкие отношения предполагают свободный вход за кулисы друг к другу и, в таком случае концепция И.Гофмана не работает. Но, как и любой другой тип социального взаимодействия, дружба обладает определенными шаблонами поведения акторов.

Начало дружеских отношений, как правило, происходит по интересам или по ситуации. Эти две причины могут и совмещаться, а постоянное преобладание какой-то одной причины при выборе друзей зависит от привычек данного человека действовать в жизни. Человек, привыкший «плыть по течению», будет дружить с теми, с кем получится, выйдет по стечению обстоятельств. Человек же, привыкший действовать сам, скорее найдет себе друга по интересам. Важное значение совместной деятельности для возникновения дружбы доказывается и социально-психологическими экспериментами. Известен, например, эксперимент американского социального психолога М. Шерифа .

Группу мальчиков 11-12-летнего возраста, взятых из разных школ и ранее никогда не встречавшихся друг с другом, вывезли в загородный лагерь. Уже в течение трех дней подростки стали совершенно свободно общаться друг с другом. Спустя несколько дней был проведен социометрический тест, в ходе которого каждый назвал своих лучших друзей. Затем ребята были разделены на две команды таким образом, чтобы две трети лучших друзей каждого оказались в противоположной команде. Каждая команда получила собственное задание, общение между членами разных команд было сведено к минимуму, а сами команды поставлены в отношения соревнования и соперничества. Через несколько дней мальчиков снова просили назвать своих лучших друзей, подчеркнув, что они могут выбирать но только из собственной команды, но и из другой. На сей раз выбор оказался совершенно другим. Членство в команде решительно перевесило первоначальные личные симпатии: число "лучших друзей" из собственной команды составило в одном случае 95%, в другом - 88%.

Этот эксперимент наглядно показывает высокую значимость совместной деятельности для возникновения дружбы.

Какими бы ни были обстоятельства начала дружбы, один факт в них неизменен – люди хотят понравиться друг другу и для этого играют какие-либо роли. Таким образом, человек, который хочет стать другом ярого защитника природы может принять похожую роль на себя, чтобы заинтересовать потенциального друга собой, продемонстрировав ему факт ваших с ним общих интересов. Или же, он может попросить записать его в ту же организацию по защите природы, в которой состоит возможный друг, и, в таком случае, дружба может возникнуть не только по интересам, но и по ситуации (они будут часто общаться в силу обстоятельств).

Следует различать моменты знакомства и начала дружбы. Знакомство – это период накапливания знаний о человеке, в это время актор еще только формирует свою роль для потенциального друга. Только ознакомившись, он может начать полноценное представление. «Сведения о данном индивиде помогают определить ситуацию, позволяя другим заранее знать, чего он ждет от них и чего они могут ожидать от него. Обладая подоб­ной информацией, другие знают, как лучше всего действо­вать, чтобы получить от этого индивида желаемую реак­цию».[10]

Однако, для начала дружбы не достаточно только лишь симпатии. Люди могут долгое время быть в одном коллективе и симпатизировать друг другу, но так и не стать друзьями. По данным социологического опроса Фонда «Общественное мнение» за 2006 год, 30% респондентов понимают дружбу как полное доверие и откровенность в отношениях. В 40% случаев люди связывали дружбу с преданностью и верностью, безусловной и самоотверженной поддержкой друг друга. Таким образом, дружба начинается тогда, когда симпатичные друг другу знакомые проявляют какие-либо качества из перечисленных. Поэтому для начала дружбы характерно открытие закулисного пространства, что показывает доверие данному человеку и его избранность. Когда актор приоткрывает своё закулисье знакомому, этот знакомый становится опасным для представления – он может сорвать его. Возникает вопрос: зачем человеку намеренно подвергать себя опасности? Актор нуждается в своём мини-разоблачении для психологической разгрузки, и таким образом набирает себе «команду». Командное исполнение предполагает драматургическую верность, сокрытие репетиционного пространства от посторонних – именно поэтому при характеристике дружбы нам важна преданность друга.

Друзья являются командой в большей мере в детстве и в юности. С появлением собственной семьи, дружба может отойти на второй план. Это связано с тем, что семья становится более значимой командой. Например, незамужние подруги часто обсуждают парней, а замужние женщины обсуждают с мужьями своих подруг. Это означает, что муж для женщины со временем стал более близким другом, нежели былая подруга. «В социально активном среднем возрасте интенсивность дружеского общения и психологическая интимность дружбы в большинстве случаев снижаются».[11] Конечно же, специфика дружбы различна в зависимости от гендерных и возрастных причин, поэтому предлагаю рассмотреть более общие закономерности.

Друзья так или иначе проводят время вместе, будь то совместные вечеринки, разговоры по душам или даже переписка. С появлением новых средств связи (Интернет, сотовая связь) вид дружбы видоизменился: для многих личные встречи с другом не так важны и необязательны. Создавать о себе впечатление по телефону или через переписку легче, так как весь исполнитель недоступен публике, а только одна какая-либо сторона его. Пользуясь такими видами исполнений, человек облегчает себе жизнь и уменьшает время и силы, потраченные на друзей. Выходит, что современному человеку жалко тратить свои время и силы на друзей. Эта тема рассматривается и в работе «Может ли дружба «затеряться» во времени?», Минской исследовательской лаборатории: «среди жизненных ценностей для многих на первое место выходит карьера, успех, материальное благополучие - и, как нам кажется, утрачивается важность межличностных отношений людей».[12] Поэтому, всё чаще можно замечать, что дружба и общение сводятся к негласным уверениям друг друга в существовании этой дружбы. Например, две подруги могут долго не созваниваться и не встречаться, а при встрече будут упрекать друг друга, чувствуя собственную вину, фразами вроде «что ты мне не звонишь? Совсем забыла» или «давно что-то с тобой не виделись, тебе всё некогда».

Немного по-другому происходит с тусовками, где друг не один, а несколько. Больше людей – значит больше вариантов проведения совместного отдыха, больше идей и меньше ответственности на каждого за успех встречи компании. И что немаловажно – больше зрителей. Современный человек экономит своё время на друзьях, но всё-таки нуждается в них, и в тусовке он получает во много раз больше признаний, больше советов и мнений за максимально короткое время. Поэтому тусовки как вид дружбы так широко распространенны в последнее время. В то же время, такой способ взаимодействия более свободный. Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН. А.Ю. Согомонов даёт такое определение: «Тусовка есть принципиальная возможность выхода в публичную сферу того, что ранее было приватным».[13] В тусовке сильно развита толерантность к действиям её участников и к их ошибкам.

В дружбе могут присутствовать ссоры или обиды, которые, как правило, являются способом воспитания другого, неодобрением его поведения. Исполняя роль обиженного, индивид очерчивает рамки отношения друга к себе.

При постановке дружбы акторам важна реакция не только друг друга, но и других людей. Друзья играют в одном спектакле и впечатление, сложившееся о каждом из них зависит от обоих, что возлагает на них ответственность за своё поведение перед другом. Взаимосвязь впечатлений подтверждает известная пословица «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты». Таким образом, индивид может выбирать себе друзей с более высоким статусом, чтобы окружающие и его считали таким.