Смекни!
smekni.com

Чикагская школа социологии (стр. 2 из 5)

Самой большой заслугой первого поколения является установ­ление тесных связей с городским правлением Чикаго и со всеми его административными службами. Именно эти социологи убеди­ли людей, принимающих решения на разных уровнях городского самоуправления, что компетентное и эффективное решение ост­рейших городских проблем возможно только на основе глубокой профессиональной социологической проработки этих проблем с учетом как возможных альтернатив существующих решений, так и с анализом вероятных долгосрочных и среднесрочных последст­вий каждого из вариантов решений.

Именно первое поколение Чикагской школы — А.Смолл, Дж.Вин­сент, У.Томас, Ч.Хендерсон утвердили либерализм в качестве основ­ной социально-философской доктрины социологической школы. Либерализм понимается в США как идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индиви­да, а также на вере в возможность социального прогресса и улуч­шения качества жизни с помощью изменений и инноваций в соци­альной организации общества[11].

Чикагская школа развивала корпоративную разновидность либерализма, суть которой состоит в убеждении, что без политического регулирования экономической жизни капитализм будет разрушен классовыми конфликтами. Чикагская школа выступила против неограниченной экспансии капиталистического господства, за цивилизованность, рациональность форм такого господства.

В мировую социологическую классику вошла пятитомная ра­бота этого периода Чикагской школы «Польский крестьянин в Ев­ропе и в Америке» (1918—1920), опубликованная Уильямом Айзе­ком Томасом (1863—1947) и Флорианом Витольдом Знанецким (1882—1958). Изученные в ней процессы миграции и социальной адаптации впервые строились на основе строгого качественного и количественного анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий поляков, как переехавших в США, так и остаю­щихся в Польше)[12].

У. Томас сформулировал концепцию социальной ситуации, ко­торую он делил на три важнейшие составные части:

1) объективные условия, заложенные в существующих соци­
альных теориях и ценностях;

2) установки индивида и социальной группы,

3) формулирование существа ситуации действующим индиви­дом.

В совместной работе со Ф.Знанецким У.Томас детально исследовал именно систему социальных установок и показал, что конфликты и социальная дезинтеграция с необходимостью возникают в слу­чаях, когда индивидуальные определения ситуации личностью не совпадают с групповыми ценностями.

Будучи представителем психологического направления в со­циологии, У.Томас выделял четыре группы побудительных желаний человека, играющих ведущую роль в определении его поведения: необходимость нового опыта, обеспечение безопасности, стабильно­сти своего образа жизни, потребность в признании себя со стороны окружения и жажда господства над своим окружением. Индивиду­альную конфигурацию этих желаний он связывал с врожденными особенностями человека, прежде всего с его темпераментом.

Одной наиболее значимой инновацией в «Польском крестьяни­не» является типология личностей с точки зрения преобладающих у них механизмов социальной адаптации.

Мещанский тип харатерен традиционностью своих установок; богемный отличается нестойкими и мало связанными установками при общей высокой степени адаптации; творческий тип — наибо­лее значимый, хотя и легкомысленный, для судеб социального про­гресса, поскольку лишь этот тип личности способен на генериро­вание изобретений и инноваций.

Флориан Знанецкий являлся представителем гуманистического направления в социологии, он считал основным предметом социо­логии социальные системы и выделял следующие их разновидно­сти: социальные действия, социальные отношения, социальные личности и социальные группы. Знанецкий ввёл в социологии понятие человеческого коэффициента, означающее личностно значи­мый аспект человеческого опыта данного индивида. Его учет, по Знанецкому, обязателен при анализе деятельности личности и оз­начает ее понимание социальной ситуации. Он занимался наряду с теорией социологии и исследованиями в области социологии зна­ния, урбанистики, социологии образования. Знанецкий внес также важный вклад в развитие польской социологии первой половины XX века.

§2 Второе и третье поколение деятелей Чикагской школы Л.Куртца и четвёртое – Д.Смита

Второе поколение Чикагской школы охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между первой мировой войной и серединой 30-х годов XX века. Лидерами этой генерации были Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой — различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность получила написанная Пар­ком и Берджессом книга «Введение в науку социологии» (1921), долгое время бывшая основным учебником студентов-социологов в университетах США. Она считается основополагающей для фор­мирования современной эмпирической социологии.

Роберт Эзра Парк (1864—1944) считается, в отличие от организатора Смолла, идейным создателем Чикагской школы.

Образование он получил в университетах Мичигана, Гарвар­да, Берлина, Страсбурга и Гейдельберга. Долгое время он был журналистом- газетчиком, затем специалистом по рекламе, анали­тиком в различных крупных промышленных корпорациях. В Чи­кагский университет он пришел в 1913 году, когда ему уже было сорок девять лет. Помимо учебника широко известна его работа «Иммигрантская пресса и ее контроль» (1922). Большой популяр­ностью пользовалась его работа «Город» (1925), в которой проана­лизированы различные аспекты влияния социального окружения на человеческую жизнь, рассмотрены также биологические и эко­номические факторы человеческой жизнедеятельности [13].

Среди важных социологических понятий, впервые введенных Р.Парком, следует особо отметить понятие социальной дистанции как показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп, а также концепцию маргинальной лично­сти, характеризующую индивида, находящегося в социальной струк­туре на стыке социальных групп либо же на их периферии.

Работы Р.Парка стали стимулом для проведения многих эмпири­ческих исследований, для углубления и дифференциации методов сбора и анализа конкретных социальных данных. Он считается од­ним из основателей теории социальной экологии большого города.

Эрнест Берджесс (1886—1966) — ближайший науч­ный соратник Парка, развивавший вместе с ним экологическую концепцию социального развития. В 1934 году он был избран пре­зидентом Американской социологической ассоциации. Главными об­ластями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины. Он много занимался разработкой исследователь­ской процедуры — широко известна, в частности, его методика «концентрических зон», с помощью которой он выявил социаль­ную неоднородность пространства большого города.

В середине 30-х годов Р.Парк покинул Чикагский университет, а его школа потеряла монополию на определение путей развития социологии США. На конгрессе Американской социологической ассоциации в декабре 1935 года «Американский журнал социологии», издающийся в Чикаго, перестал быть органом ассоциации. Нацио­нальное объединение социологов создало в качестве такового но­вое издание — «Американское социологическое обозрение». Серь­езными оппонентами Чикаго в области социологии стали бостон­ский Гарвард и нью-йоркская Колумбия [14].

В это время активную научную и идеологическую работу в США вели также департаменты социологии университетов Дьюка, Вандербильта, Мичигана, Питтсбурга. Так, в 1933 году курсы со­циологии читались в 32 вузах США ста тридцатью преподавате­лями. В аспирантуре готовилось 258 докторских диссертаций по социологии, в том числе в Чикаго — 51, в Колумбийском универси­тете — 49, в Нью-Йоркской школе образования — 22, в Вашинг­тонском университете — 18. К этому времени только в Чикаго было выпущено 106 докторов социологии и 60 процентов из них были заняты в администрации, бизнесе, на исследовательских долж­ностях и в вузовском преподавании.

Третье поколение Чикагской школы (середина 30-х — начало 50-х годов) связывают с руководством департаментом У. Огборна (1886—1959). Он был деканом с 1936 по 1951 годы, а в университе­те начал работать в 1927 году. В 1929 году он избирался президен­том Американского социологического общества, с 1937 по 1939 года руководил Исследовательским советом социальных наук.

Главная его работа «Социальные изменения» (1922) была на­писана им, когда он еще был профессором Колумбийского универ­ситета, где он и защитил докторскую диссертацию. Большой резонанс в США получил подготовленный под его руководством доклад «Новейшие тенденции в США» (1933). Он занимал различные посты в правительственных ведомствах. Его главной заслугой является выведение американской социологии с местного на общенациональный уровень. Ведущие правительст­венные ведомства стали заказывать социологам целевые разра­ботки. Именно при нем сформировались, работая по заданию Фе­дерального правительства, такие исследователи, как Г. Лассуэлл.

В своей теории социальных изменений У.Огборн проводит мысль о том, что материальная культура развивается в целом относи­тельно быстрее, нежели нематериальная или адаптивная культу­ра. Причины этого он объяснял малым количеством изобретений в адаптивной культуре, наличием серьезных препятствий адаптив­ным изменениям, значительным сопротивлением адаптации, кото­рые являются следствием оценок и ориентации группы — субъ­екта социальных действий. В целом эта теория положила начало формированию концепциитехнологического детерминизма в со­циологии [15].