Смекни!
smekni.com

Чикагская школа социологии (стр. 4 из 5)

Хотя в какой – то момент репутация подхода, используемого в урбанистической экологии, была под сомнением, позже к нему вновь вернулись, и этот подход был детально разработан в работах целого ряда авторов, в особенности Эймоса Холи.

В отличие от своих предшественников, концентрировавших своё внимание на соревновании за скудные ресурсы, Холи подчёркивал взаимозависимость различных районов города. Дифференциация – специализация групп и профессиональных ролей – основной путь адаптации людей к окружающей их среде. Те группы, от которых зависят многие другие, будут господствующими, что часто выражается в их центральном географическом расположении.

Такие деловые группы, как, например, крупные банки или страховые компании, оказывают важнейшие услуги для многих представителей общины, и поэтому обычно располагаются в центральной части поселений. Однако зоны, которые развиваются в городских местностях, как отмечает Холи, возникают не только на фоне пространственных, но и временных отношений. Господствующее положение бизнеса, к примеру, выражается не только в моделях землепользования, но и в ритме для повседневной жизни – иллюстрацией этому является час пик. Временное распределение повседневных дел человека – его распорядок дня – отражается на иерархии районов города.

Экологический подход важен с точки зрения теоретической перспективы для целого ряда эмпирических исследований, которые он породил. Множество исследований и целых городов, и отдельных районов было вызвано экологическим мышлением, например, интерес к процессам “вторжения” и “преемственности”, упомянутом ранее. Однако можно сделать несколько различного рода справедливых критических замечаний. В рамках экологической перспективы не обращается должного внимания на важность продуманного дизайна и планирования городской застройки, развитие городов считается “естественным” процессом. Модели организации пространства, разработанные Парком, Берджесом и их коллегами, были основаны на американском опыте и подходили лишь к некоторым типам городов США, не говоря уже о городах Европы, Японии или развивающихся стран[23].

Урбанизм как стиль жизни. Положение Вирта об урбанизме как о стиле жизни не только связано с внутренней дифференциацией городов, сколько с тем, что представляет собой урбанизм как форма социального существований. Вирт отмечает: “Степень, до которой современный мир может называться “городским”, не измеряется полностью и точно долей жителей городов относительно населения в целом. Влияние, оказываемое большими городами на социальную жизнь человека, значительнее, чем на то указала бы доля городского населения; город – это не только место обитания и рабочая мастерская современного человека, но и центр, где рождается и откуда управляется экономиче­ская, политическая и культурная жизнь, центр, вовлекающий самые удаленные общины ми­ра в свою орбиту и объединяющий в некое общее пространство различные территории, народы и виды деятельности”[24].

В городах, как отмечает Вирт, множество лю­дей живет в непосредственной близости другот друга, не будучи лично знакомым прак­тически ни с кем из окружающих – это фундаментальное отличие от маленьких, тра­диционных деревень. Большинство контактов между горожанами преходящи, носят поверхностный характер и скорее являются сред­ством достижения других целей, а не на настоящими взаимоотношениями, приносящи­ми удовлетворение сами по себе .Моменты общения с продавцами в магазинах, кассира­ми в банках, контролерами в поездах — это мимолётные встречи, имеющие место не ради встреч как таковых, а как средство достижения иных целей.

Поскольку те, кто живет на городской тер­ритории, как правило, весьма мобильны, связь между этими людьми довольно слаба. Люди ежедневно заняты различными делами и во­влекаются в разные ситуации — «темп жизни» в городе быстрее, чем в сельской местности. Конкуренция доминирует над взаимодействи­ем. Вирт признает, что плотность социальной жизни в городах приводит к формированию районов, имеющих отличительные характери­стики, некоторые из которых могут сохра­нять признаки маленьких общин. К примеру, в районах, где компактно проживают имми­гранты, можно увидеть традиционные типы связей между семьями - такие, где большин­ство людей знакомы друг с другом лично. Однако, чем больше подобные места перени­мают более распространённые модели городской жизни, тем реже выживают подобные черты[25].

Идеи Л.Вирта получили заслуженное признание. Безличность многих повседневных контактов в современных городах не подлежит сомнению и в какой то степени относится и к социальной жизни в современных обще­ствах в целом. Теория Л.Вирта является важной, поскольку в ней признаётся, что урбанизм — это не просто частьобщества, но он отражает характер и влияет на природу социальной системы в более общем смысле. Аспекты город­ского образа жизни являются характерными для социальной жизни в современных обще­ствах в целом, а не только для деятельности тех, кто по воле судьбы проживает в больших городах. Однако идеи Вирта также имеют заметные ограничения. Как и экологическая концепция, с которой у неё немало общего теория Вирта построена в основном на наблюдениях, связанных с американскими городами,но сделаны обобщения по отношению к урбанизму во всём мире. Урбанизм не одинаков всегда и всюду. Например, как уже упоминалось, древние города во многих отношениях отличались от тех, которые существуют в современном обществе. У большинства людей жизнь в древних городах не была намного более анонимной или безликой, чем у тех, кто жил в деревенских общинах.

Л.Вирт также преувеличивает безликость современных городов. Общины, в которых существуют близкая дружба и родство, рас­пространены в современных городских объ­единениях более, чем он предполагал. Эверетт Хыоз — коллега Вирта из Чикагского универси­тета — писал о своём коллеге следующее: «Луис часто и много говорил о безликости города, при этом сам он жил среди целого клана род­ни и друзей, находясь с ними в очень близких отношениях»[26]. Такие группы, которые Герберт Ганс называет “городскими селянами”, распростра­нены в современных городах (Gans1962). Его “городские селяне” — это, например, амери­канцы итальянского происхождения, живущие в одном из районов Бостона. Подобные “белые этнические” районы, вероятно, становятся ме­нее заметными в американских городах, чем ранее, но они заменяются внутренним горо­дом — городскими районами, населёнными новыми иммигрантами.[27]

Более важным моментом является тот факт, что сообщества, в которых наблюда­ются близкие родственные и личные связи, по-видимому, часто активно создаются самой городской жизнью; это не просто остатки су­ществовавшего некогда ранее образа жизни, которые в течение некоторого времени со­храняются в условиях города. Клод Фишер предложил интерпретацию того, почему круп­номасштабный урбанизм на самом деле обыч­но способствует развитию различных субкуль­тур, а не сваливает всё в единую анонимную массу. Как он отмечает, те, кто живёт в го­родах, могут сотрудничать с другими лицами того же происхождения или со схожими ин­тересами в целях развития местных деловых связей; они также могут вступать в определен­ные религиозные, этнические, политические и другие субкультурные группы. В малень­ком городе или деревне подобное разнооб­разие субкультур развиться не сможет. Те, кто формирует этнические общи­ны внутри городов, могли быть практически или вовсе незнакомы на своей родине. Когда эти люди прибывают, они тянутся к тем ме­стам, где живут люди, близкие им по языку и культуре, и так появляются новые структуры внутри сообщества. Художник может не найти практически никого близкого себе по духу в деревне или маленьком городе,но в большом городе он или она могут стать частью значимой артистической и интеллектуальной субкультуры[28].

Большой город — это «мир незнаком­цев», однако он поддерживает и создает но­вые взаимоотношения. Это не парадоксаль­но. Мы должны уметь разделять городской опыт на публичную сферу общения с не­знакомцами и на более личный мир семьи, друзей и коллег по работе. Когда человек пе­реезжает в большой город, ему может быть трудно «познакомиться с людьми». Но любой человек, въезжающий в маленькую сельскую общину с установившимся порядком жизни, может обнаружить, что дружелюбие, проявля­емое ее жителями — это лишь вопрос вежли­вости, могут пройти годы, прежде чем он станет «своим». В городе это не так. Вот какой комментарий дал на эту тему Эдвард Крупат: “Скорлупу города-яйца ... пробить сложнее. Не имея случая и обстоятельств представиться, многие люди, которые ежедневно видят друг друга на автобусной остановке или железнодо­рожной станции, в столовой или в коридорах на работе, никогда не становятся кем-то боль­шим, чем «знакомыми незнакомцами»[29]. Также, некоторые люди остаются совершенно в сто­роне от общественной жизни, поскольку им не хватает навыков общения или инициатив­ности. Однако существует великое множество свидетельств того, что благодаря разнообра­зию незнакомцев — каждый из которых яв­ляется потенциальным другоми широкому разнообразию стилей жизни и интересов в го­роде, люди пробиваются внутрь («скорлупы»). И как только они попадают в какую-либо группу или структуру, возможности расшире­ния их связей значительно увеличиваются. В результате данные говорят о том, что по­зитивные возможности, предоставляемые го­родом, зачастую перевешивают сдерживаю­щие силы, позволяя людям развивать и под­держивать удовлетворяющие их отношения[30].

Идеи Вирта сохраняют свое значение и се­годня, но, в связи с последующей их раз­работкой, очевидна их чрезмерная обобщён­ность. Современные города часто подразуме­вают безличные, анонимные социальные свя­зи, но они также являются источниками раз­нообразия, а иногда и близких отношений[31].