Смекни!
smekni.com

Социологические идеи Томаса Мора (стр. 2 из 2)

Автор "Утопии" считает, что справедливость - "главнейшая опора

государства". Здесь неоднократно подчеркивается, что человек

представляет собой высшую ценность, которую нельзя подменить

никаким золотом. Но вот что касается понимания счастья жителями

Евтопии (т.е. Страны блаженства - второе название Утопии), то

перед нами вырисовывается уже достаточно распространенный тогда

гуманистический идеал антиаскетизма, стремления к наслаждению,

удовольствию в духе эпикуреизма. Среди удовольствий первое место

принадлежит здоровью, которому вредит псевдосвященный аскетизм с

его постами и другими атрибутами. Радости еды и питья должны быть

весьма умеренными, ориентированными прежде всего на человеческое

здоровье.

Утопийцев отличает принципиальное миролюбие. Сами они по

собственной инициативе никогда не прибегают к войне, но ведут ее

с величайшей самоотверженностью, когда она им навязана или когда

им приходится идти навстречу просьбам того или иного народа,

свергающего укрепившуюся у них тиранию.

Утопическая жизнь подчиняется не столько юридическим,

сколько этическим законам. Писанный законов у них очень мало, и

они настолько просты, что каждый без труда разбирается в них.

Много законов и не требуется для народа, у которого "все законы

издаются только для того, чтобы напомнить каждому его долг".

Проблема морали неотделима от проблемы религии. В духе

гуманистического просветительства Мор различает подлинную религию

и суеверие, которое многие утопийцы принимают за религию.

Содержание утопийской религии сводится к убеждению в

существовании единого божественного существа

("родителя"), разлитого во всем мире и время от времени

напоминающего о своем существовании посредством чудес,

необъяснимых при помощи природы и свидетельствующих о

божественном проведении. Подлинная религия невозможна и без веры

в бессмертие индивидуальной души, как и в загробное воздаяние. В

Утопии существует полная веротерпимость, и каждый волен мыслить

бога в соответствии со своими понятиями. Идея веры требует такого

разнообразия, лишь бы были соблюдены те общие положения, без

которых она невозможна.

О глубине гуманистической идеи веротерпимости

свидетельствует и то, что она распространяется даже на атеистов -

тех, кто не верит в общерелигиозные положения. В духе своей эпохи

Мор считает таких людей аморальными, но утопийцы, которым чуждо

всякое притворство и ложь, не заставляют их скрывать свои

взгляды, не подвергают их наказанию, хотя и запрещают выступать с

ними перед толпой.

Главные ревнители религии в Утопии - выборные священники.

Они явно противопоставлены множеству тогдашних служителей церкви,

ибо их главная особенность - исключительное благочестие,

безупречная мораль. Обучая детей и юношество, они ставят

последнюю выше их интеллектуального развития. Эти жрецы морали

пользуются среди утопийцев наибольшим авторитетом по сравнению со

всеми другими должностными лицами.

"Утопия" оказала весьма значительное воздействие на

различных философов и литераторов эпохи Возрождения.

Слово "утопия" стало нарицательным и означает все то, о

чем можно помечтать и даже порассуждать, но что при более

глубоком размышлении оказывается теоретически несостоятельным и

практически несбыточным.

В истории общества и общественной мысли утопия нередко

служила формой выражения революционной идеологии. Многие основные

принципы освободительного движения трудящихся, нравственные и

законодательные нормы, системы педагогики и образования были

впервые сформулированы в "Утопии".

Утопия не утратила своей роли в качестве специфического

жанра литературы. Положительное значение утопии в современную

эпоху проявляется в двух направлениях: она позволяет

предвосхищать вероятное отдаленное будущее, которое на данном

уровне познания не может быть научно предсказано в конкретных

деталях, и может также предостерегать от некоторых отрицательных

социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы

утопии стимулировали развитие в социологии методов нормативного

прогнозирования и сценариев с целью анализа и оценки

желательности и вероятности предполагаемого развития событий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мор Т. Утопия. - М.,1978.

2. Осиновский И.Н. Томас Мор: Утопический коммунизм, гуманизм.

Реформация.- М.,1978.

3. Соколов В.В. Европейская философия ХV - ХVП веков.- М.,1984.

4. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.