Смекни!
smekni.com

Возможности профессиональной реализации и жизненные стратегии выпускников вузов в закрытом административно-территориальном (стр. 3 из 13)

Рассмотрим состав понятия «самочувствие». Положенное в его основу понятие «чувства» согласно философскому словарю означает: переживание человеком своего отно­шения к окружающей действительности (к людям, к их поступкам, к каким-либо явлени­ям) и к самому себе. Кратковременные переживания (радость, печаль и т. п.) иногда на­зывают эмоциями в узком смысле слова, в отличие от чувств, как устойчивых длительных переживаний (любовь, ненависть и т. п.). [15, с.895]

Психологический словарь дает такое определение понятию «чувства» — это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порож­даемые миром объективных явлений, то есть имеющие строго причинно-обусловленную природу чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гне­ва, печали и т. д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняет­ся такое свойство чувства, как двойственность (амбивалентность).

Согласно этому же словарю, «самочувствие» — есть комплекс объективных ощуще­ний, отражающих степень физиологической и психологической комфортности наличного состояния человека. Самочувствие может быть представлено как одной обобщающей ха­рактеристикой (хорошее, плохое, болезненное, бодрое и др.), так и переживаниями, от­ражающими состояние отдельных систем и процессов: ощущениями дискомфортов в раз­личных частях тела, затруднениями выполнения определенных действий, изменениями в протекании тех или иных когнитивных функций. [36, с.235]

«Самочувствие», таким образом, есть срез тех чувств индивида, которые отражают для него его место в мире. Самочувствие можно оценить с разных сторон, по крайней мере, с физической, психологической и социальной.

Физическое самочувствие — срез ощущений организма под призмой собственных претензий к состоянию организма. Боль для кого-то может быть привычным, нормальным явлением, а спокойствие и равномерность кем-то восприниматься негативно.

Психологическое самочувствие — аналогично, отражает состояние психики инди­вида в окружающей среде в соотношении с его претензиями к данному состоянию.

Социальное самочувствие есть более общее понятие самочувствия, так как, для оценки социального самочувствия необходимо сопоставление обобщенных чувств социальной груп­пы, объединенной по определенным признакам с уровнем их опять же обобщенных претен­зий или принятой в обществе социальной нормой состояния для этой социальной группы.

Следует различать индивидуальное и групповое социальное самочувствие. Группо­вое социальное самочувствие — это более высокий уровень обобщения социального са­мочувствия, характеризующий определенные стороны жизни данной группы.

Социальное самочувствие служит промежуточным звеном между объективным миром и человеческой деятельностью в процессе преобразования мира и самого субъекта деятельности. Оно формируется при воздействии различных факторов человеческой практики, непосредственно вплетено в жизнедеятельности и фиксируется в понятиях, положительных и отрицательных, устойчивых и динамичных эмоциях, чувствах, ощущениях и представлениях.

Социальное самочувствие, следовательно, проявляет себя как функциональ­ная единица социального, психосоциального и психосознательного освоения действи­тельности. Такие компоненты социального самочувствия, как эмоции, чувства, складываю­щиеся под воздействием социальной практики, формируют умонастроения, ценностные ориентации и убеждения, которые воплощают «те или иные представления о реальном объек­те внешнего мира и выступают как устойчивый интерес и мотив действия по отношению к этому объекту, являющемуся для человека определенной ценностью».

Функциональная дифференцированность социального самочувствия не означает, что следует искать некие отдельные его компоненты, одни из которых указывают на его соци­альное происхождение, а другие — на психологическое. Представляется более продук­тивным выявить общие характеристики социального самочувствия, которые не только указывают на его психофизиологическое и социальное происхождение, но и позволяют установить линии пересечения психики, знания, личного опыта, социальных и духовных интересов человека. [46]

Говоря о сущности социального самочувствия, следует иметь в виду, что наряду со ста­тическим, оно обладает и динамическим измерением, которое определяет не только его изменяющиеся элементы, стадии и формы, но и его сущность. Социальное самочувствие порождается противоречиями в социальном бытии, специфически самочувствие социальные цели людей, вступающих нередко в конфликт с возможностями их удовлетворения.

В зависимости от степени осознания причин происходящих событий, вызвавших то или иное самочувствие, оно может выступать в качестве нерасчлененного общего соци­ально-психологического фона (приподнятое, подавленное настроение и т. д.), либо как четко идентифицированное состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, ликование, восторг и т. д.).

Учитывая, что одной из характерных черт феномена социального самочувствия яв­ляется его транслируемое от одного человека к другому, от одной группы людей к дру­гой, можно констатировать некую социальную и психофизическую взаимосвязь и взаи­мозависимость индивидов одного настроения.

В социальном самочувствии опосредованно отражается социальный опыт людей, живущих в различных условиях и обладающих дифференцированными знаниями, при­вычками, стремлениями. Быстрое изменение самочувствия человека сначала может быть и не замечено окружающими людьми, но повторяющиеся его проявления требуют к себе повышенного внимания, а затем и изучения причин, вызывающих эти изменения.

Роль социального самочувствия, его способность выступать в одних случаях в каче­стве ускорителя, катализатора, а в других, наоборот, в качестве сдерживающего рычага социальной деятельности индивидов и социальных групп, в свою очередь, зависит от мно­гих обстоятельств, охватывающих совокупность политических, экономических, социальных и духовных процессов, а также структуру психики личности и психосоциальных отноше­ний между людьми. [35]

Сущность социального самочувствия проявляется в ряде общих закономерностей: оно всегда имеет социальное содержание; определенные условия и среда характеризуют различные стадии его проявления; социальное самочувствие всегда имеет своих конк­ретных носителей.

Сущность социального самочувствия также обусловлена тем, что психофизиологи­ческое, эмоциональное состояние людей, их поведение, зависят от степени разрешаемости социальных проблем, противоречий, удовлетворения социальных интересов, прелом­ляющихся через психику, сознание, и определяющих действия индивидов. [8, с. 31]

Выпускники вузов, находясь в пространстве «закрытого» города, вынуждены принимать решения исходя из сложившейся ситуации. Пространство «закрытого» города «предлагает» людям с высшим образованием достаточно узкий набор возможностей решения возникших проблем, удовлетворения социальных потребностей и интересов. В своем исследование мы попытались выяснить, как выпускники вузов решают возникшие проблемы и удовлетворяют свои социальные потребности и интересы. На пример, где они предпочитают проводить досуг, отдых и отпуск. На кого они рассчитывают в поисках работы, в улучшение жилищных условий.

В результате социальное самочувствие выступает как такое жизненное образова­ние, которое концентрирует ведущие элементы (доминанту) сознания и поведения человека, актуализирует их и превращает в важнейшую, а иногда в главную основу, базу общественной и личной жизни.

Таким образом, выявляя сущность социального самочувствия, следует обращать вни­мание на то, что оно, по сути, представляет собой целостную характеристику, в которой в интегрированном виде воплощаются основные формы восприятия действительности с позиций определенной ценностной установки, что можно называть и жизнеощущением.

Итак, в социальном самочувствии, как целостной форме жизнеощущения, находят свое выражение весьма непростые социальные и социально-психологические процессы. Поэтому и подходы современных исследователей к изучению понятия «самочувствие» весьма разнятся. [9, с. 15]

Блок эмпирических показателей, объединенных общим понятием — «социальное самочувствие» предполагает ряд компонентов, взаимосвязанных друг с другом. Среди них, прежде всего, следует назвать активное знание, информированность людей по всем проблемам общественной жизни. Это знание, которым человек собирается руководство­ваться или уже руководствуется, в свою очередь может быть полным или частичным, ис­тинным или ложным (или комбинацией того и другого), иметь позитивную или негатив­ную социальную направленность и т. д.

На наш взгляд, большое значение имеет социальная память (историческая, профессиональ­ная, а также выраженная в виде традиций и обычаев), которая в сжатом виде всегда при­сутствует в реальном сознании и повседневном поведении людей и которая в определенном аспекте входит в социальное самочувствие. Уверенность человека, например, в не­зыблемом авторитете народных традиций способна сделать социальное самочувствие более долговременно действующим фактором, чем просто эмоциональный настрой, сфор­мировавшийся под влиянием кратковременно проходящей ситуации. Следовательно, со­циальная память включает в себя специфически отобранную информацию, исходя из лич­ного и общественного опыта, роли и влияния традиций и обычаев.