Смекни!
smekni.com

Возможности профессиональной реализации и жизненные стратегии выпускников вузов в закрытом административно-территориальном (стр. 4 из 13)

Эмпирические показатели социального самочувствия связаны с эмоциональным и чувственным восприятием информации, что, во-первых, выражается в общественном (груп­повом, индивидуальном) мнении, во-вторых, в степени удовлетворенности или неудов­летворенности тем событием, явлением, процессом, с которыми сталкиваются люди в ре­альной жизни.

При характеристике понятия «социальное самочувствие» важна, по мнению ряда исследователей (Ж. Тощенко, А. Бородкина, В. Герчикова), регистрация такой заключи­тельной характеристики изучаемого феномена, как самосохранение, когда социальные проблемы мира, страны, региона, конкретного места, где человек работает и живет, обо­рачиваются для него такими же важными жизненными ситуациями, как личное благопо­лучие, защищенность близких для него людей или ближайшего его окружения, уверен­ность в своем будущем, будущем своих детей и гарантиях этой уверенности. [16, с. 14]

Главное в изучение социального самочувствия составляют оценка и самооценка социального статуса, социального положения, уровня духовной культуры выпускников вузов проживающих в закрытом административно-территориальном образовании. Прежде всего, в этом смысле очень важна оценка, во-первых, врожденного социаль­но статуса (социальное происхождение молодых специалистов ЗАТО. Где они родились, в каких условиях получали высшее образование и получали ли его вообще) и, во-вторых, достигаемого социального статуса (наличие высшего образование, квалификация, которой обладают выпускники вузов, проживающие в «закрытом» городе, их уровень доходов и т. д.) и, в-третьих, статуса, обусловленного внешними обстоятельствами (например, смогли ли они найти работу по специальности в пространстве ЗАТО). Все это мы пытались выяснить у выпускников вузов проживающих в ЗАТО с помощью выбранного нами метода.

Конечно, оценка этих аспектов статуса во многом носит социально-психологический характер. Но она (как и самооценка) важна для выявления степени значимости в организации и осуществлении жизни индивида, социальной группы или слоя.

В этой связи важна тогда и оценка социальной роли, которую играет данный индивид, когда он может или вынужден предпочесть один статус другому или попасть в ситуацию противоречивости и неприемлемости выбора. Например, почему выпускники вузов все же приехали в закрытое административно-территориальное образование город Снежногорск, почему выбрали ту или иную профессию. Был ли это сознательный выбор, как например, у лиц выбравших для себя занятие бизнесом, хотя у них и была уже работа по специальности. Или это было вынужденное предпочтение другой работы, так как работы по специальности на тот момент просто не было. Одни выбирали из того, что им предлагалось в данный момент, другие предпочитали подождать, а третьи выходили из создавшейся ситуации надеясь только на себя. И все не могло не отразиться на том, какую социальную роль играет данный индивид в пространстве «закрытого» города. Понятие социальной роли как компо­зита социального самочувствия важно еще и потому, что существует иерархия социальных ролей, построенная по принципу пирамиды: чем выше желаемая социальная роль, чем значительнее претензии, тем ограниченнее возможности ее реализации, тем более, что в такой ситуации спрос обычно превышает предложение.

Огромное значение в функционировании социального самочувствия приобретает социальный престиж — соотносительная оценка индивида, социальной группы или социального института, которая разделяется членами этих сообществ на основании существующей системы ценностей. Это сугубо индивидуальное отношение к материальным и духовным ценностям, к вещам и предметам, которые делают людей богаче или беднее. Причем, порой ценностные инди­каторы могут быть глубоко скрыты за внешними материальными атрибутами, общеприня­тыми, но не присущими этому человеку суждениями. На формирование престижных оценок влияют как формализованные позитивные санкции (одобрение офи­циальных структур власти, в том числе и экономических, доступ к почетным функциям и т. п.), так и неформальные позитивные характеристики, главным образом, выражаемые по­средством признания заслуг и авторитета, похвалы, поддержки и содействия. [17, с. 110]

Для социологов важен тот факт, что средствами выражения и фиксации престижных оценок выступают особые знаки отличия или символы престижа. Роль последних выпол­няют самые разнообразные элементы социальной среды, культуры, а также разнообраз­ные стилевые особенности поведения (профессиональный жаргон, обладание опреде­ленными манерами, фасон одежды и т. д.). Символы социального престижа ассоциируют­ся в сознании людей с усвоенными ранее стереотипами определенной группы или инсти­тута, играют важную информационную и социально-регулирующую роль в упорядочива­нии взаимодействия людей не только в обычной общественной жизни, но и в сложных и нестандартных ситуациях. [31]

Следующей ступенью при разработке и обосновании показателей социального са­мочувствия могут быть выделены социальные ожидания и социальные притязания.

Социальные ожидания, прежде всего, связаны с тем, как, каким образом и при помо­щи чего человек, группа, слой, институт могут добиться желаемой ими цели, реализовать идеалы. Данные требования сравнительно легко подвергаются социологической интер­претации так же, как и ожидания — прогнозы на то, как будет реагировать общество на их возможные действия, насколько общество будет содействовать их ориентациям, целям и надеждам. [3]

Социальные ожидания присуще всем людям. В своем исследование мы попытались выяснить какие социальные ожидания присуще выпускникам вузов проживающих в ЗАТО и что на наш взгляд является одним из самых главных, оправдались ли эти ожидания. Ведь именно от степени реализации социальных ожиданий зависит социальное самочувствие индивида.

Социальные ожидания различаются по степени обобщенности, ясности, согласован­ности между собой. Однако социологические исследования нередко фиксируют противоречивость социальных ожиданий, проявляющуюся в непоследовательности по­ведения людей, в непредвиденности их поступков, а иногда и трудно объяснимых пара­доксах.

Высшей формой социальных ожиданий, на наш взгляд, выступают социальные при­тязания, когда человек, группа, институт не ограничивается провозглашением своих ус­тановок, а стремится более активно реализовать их в форме непосредственно ожидаемо­го результата. Социальные притязания, как правило, имеют два варианта своего проявле­ния. Первый, когда в отличие от ожидания, зачастую пассивного, социальное притязание проявляется в стремлении добиться от общества удовлетворения своих прав или в предъяв­лении этих прав для получения определенных социальных результатов. Например, молодые специалисты, имеющие свое дело или занимающиеся журналистикой.

Второй вариант характеризует стремление добиться одобрения со стороны других лиц, институтов, орга­низаций, своих действий, своего поведения. Например, лица с высшем образованием приживающие в ЗАТО работающие по специальности и добросовестно выполняющие свою работу.

Социальные притязания могут носить созидательный характер, когда стремление добиться чего-то олицетворяет реализацию прав и свобод человека, группы, организа­ции. [27, с. 22]

Заключительным блоком вопросов, характеризующих завершенность представлений о социальном самочувствии, является социальная позиция. Она включает в себя те наме­рения, которые готов реализовать человек, группа, институт, а также их убежденность в правомерности своих ожиданий и притязаний. На этом этапе важным моментом стано­вится мировоззренческий компонент, а также проблема убежденности, готовности реа­лизовать желаемые личные и общественные цели. Конечно, социальная позиция может быть ярко или слабо выражена, четко или нечетко определена.

Показателями, характеризующими социальное самочувствие, могут быть осознавае­мые или неосознаваемые возможности духовного развития, раскрытия потенциала само­познания, потребностей общения, понимания и признания, что, в конечном счете, дает воз­можность людям самовыразиться и самоутвердиться, что, как правило, и формирует еще один блок показателей — готовность к действию, к превращению социального само­чувствия в активное начало.

При эмпирическом исследовании данного социального феномена целесообразен также учет воли, упорства и настойчивости в реализации целей, стойкости и последовательности в отстаивании мировоззренческой позиции. Именно на этапе осуществляется процесс саморегуляции, который предусматривает свое осуществление не только на уровне личности, но и на уровне других социальных образований. Внешними индикаторами этого процесса являются показатели активности личности, как в сфере труда, так и в сфере быта, досуга, в организации свободного времени и отдыха. [16, с. 18]

Например, как выпускники вузов добиваются чего-то в пространстве «закрытого» города. Как они проводят досуг. Надо сказать, что пространство ЗАТО не предлагает особого разнообразия в способах проведения свободного времени и отдыха. И то, как выпускники вузов решают этот вопрос, является одним из важных показателей той социальной позиции, которую они заняли. А если смотреть более широко, то и социальным самочувствием выпускников вузов проживающих в ЗАТО.