- Любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно, распределяются неравномерно.
- Неравномерное распределение ресурсов вызывает конфликт.
- Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства.
- В результате возникает новый вид неравенства.
В конфликтном направлении существует 2 течения.
1. Представитель - Л.Козер: благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт - естественное состояние общества. Причина конфликта – борьба за ресурсы.
2. Представитель - Р.Дарендорф. Конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Главная причина конфликта – неравномерное распределение авторитета или власти.
Символический интеракционизм (или теории взаимодействия): Дж.Мид, М.Кун.
Если другие воспринимают общество как нечто изначально существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество – продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют, определяет специфику общества. Основные положения интеракционизма:
1. Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов.
2. Символы возникают в ходе социального взаимодействия.
3. Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия.
Символ – вещь, имеющая значение.
Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно.
Теория ролей: Дж.Морено.
С его точки зрения жизнь – это театр.
- Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе.
- Актеры придерживаются сценария, а человек – писаных и неписаных норм.
- Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества тому, у кого статус, власть.
- Актер реагирует на роль партнера, а люди на роли друг друга, корректируют свое поведение.
- Актеры реагируют на публику, а члены общества – на другие группы, в первую очередь - на референтную группу.
- Актер проигрывает роль в зависимости от таланта, а человек от знаний роли, ее усвоения, возможности понять другого, войти в его положение, а также под влиянием «Я образа», понимания самого себя, навыков проигрывания этих ролей.
Теории обмена: П. Блау, Дж. Хоманс.
Социальный мир – это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций. Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы.
Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен. На базе этих расчетов они обмениваются ресурсами, и система таких обменов лежит в основании общественного устройства. Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной.
Аксиомы теории обмена:
1. Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия.
2. Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия.
3. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения.
4. Когда потребности человека в вознаграждении близки к насыщению, данный вид деятельности становится менее привлекательным для него.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анурин В Ф Эмпирическая социология: Уч. пособие для вузов. М:, 2003
2. Ерасов Б. С. Социальная культурология / Изд-е третье, доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Иванов О. И Методология социологии. Уч.-мет. пос. - СПб:: социол. общество Ковалевского, 2001.
4. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996 (или более поздние издания).
5. Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технология. Ростов-на-Дону, 1996.
6. Квасова И.И. Социология культуры. Учебное пособие. М.: изд-во РУДН, 2005.
7. Основы современного социального управления. М.: Экономика, 2000.
8. Социология на пороге XXI века: новые направления исследования. М.: Интеллект, 1998. С. 270.