Смекни!
smekni.com

Семья как социальный институт 3 (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Социология»
На тему: «Семья как социальный институт»

Выполнила: студентка

заочного отделения

Галиева З.Р.

Проверил: _____________

Оценка: _______________

Уфа – 2007 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Социальный институт и исторические типы семьи. 4

1.1. Понятие социального института. 4

1.2. Понятие семьи и брака, их исторические типы.. 5

2. Семья как социальный институт. 19

2.1. Жизненный цикл семьи. 19

2.2. Формы и функции семьи. 20

2.3. Распределение ролей в семье. 21

Заключение. 29

Список литературы.. 30

Введение

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Тема работы актуальна в настоящее время, т.к. семья – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий.

Целью работы является изучение семьи как социального института. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие социального института и его типы, изучить жизненный цикл, формы семьи, а также функции и современный кризис семьи.

1. Социальный институт и исторические типы семьи

1.1. Понятие социального института

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.

«Социальный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи».

Социальный институт представляет собой совокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений в обществе.

Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают.

Общими признаками, которые характеризуют все социальные институты, являются следующие: цель; набор установок и образцов поведения, социальных статусов и ролей; система санкций, обеспечивающая стимулирование желаемого и подавление отклоняющегося поведения; культурные символы. Состав социальных институтов весьма разнообразен. Важнейшими социальными институтами являются:

а) экономические (собственность, деньги, банки);

б) политические (государство, партии, союзы);

в) социокультурные и воспитательные (наука, образование) и другие.

Социальные институты выполняют разнообразные функции, важнейшими из которых являются интеграционная, регулятивная, коммуникативная, транслирующая, функция закрепления и воспроизводства общественных отношений и многие другие.

Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей. Они носят индивидуальный характер, обладают собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.

Итак, имея специфические особенности и отличаясь друг от друга, социальные институты вместе с тем функционируют в тесной связи друг с другом и дополняют друг друга.

1.2. Понятие семьи и брака, их исторические типы

Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семье, она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые эксперты утверждают, что “семьи снова вошли в моду”, а другие социологи убеждены в том, что семья -является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения перспективы реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе. Семья не просто является гибким социальным институтом; она представляет собой один из постоянных факторов человеческого опыта.

Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не удалось обнаружить “золотой век семьи”. Например, сто или двести лет назад браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви. Часто они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за того, что муж оставлял свою жену. Браки без любви, тирания мужей, высокие уровни смертности, а также жестокое обращение с детьми дополняли эту мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет долгую историю. Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что “семейный вопрос”, несмотря на множество его постановок, далеко не нов.

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать “изобретениями” культуры, сфера их существования – общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь – личная жизнь.

Один из наиболее важных разделов социологии – исследование семьи и брака. Социология семьи - это отрасль социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития семьи (семейно-брачных отношений) как социального феномена в конкретных культурных и социально-экономических условиях, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы. Важно обратить внимание на определение концептуальных понятий родства, брака и семьи. Семьёй называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Родство. Этот термин означает совокупность социальных отношений, осно­ванных на некоторых факторах. К ним прежде всего относятся биологические связи, брак, половые нормы и правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.д. В общей системе родственных отношений существует два типа семейной структуры: нуклеарная семья и рас­ширенная. Брак можно определить как социально признанный и одобренный союз полов между двумя взрослыми индивидами. Когда двое людей вступают в брак, они становятся родственниками. Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной. Известны браки моногамные и полигамные. Моногамия - тип брака, при котором мужчина и женщина состоят только в одном браке. Полигамия - когда мужчина и женщина могут состоять одновременно в нескольких браках. Здесь выделяют полигинию, при которой мужчина может быть женат более чем на одной женщине, и полиандрию, при которой женщина может иметь одновременно нескольких мужей. В большинствах обществ отдаётся предпочтение полигинии. Джордж Мердок (1949) исследовал множество обществ и установил, что в 145 из них существовала полигиния; в 40 преобладала моногамия и лишь в 2-х - полиандрия. Остальные общества не соответствовали ни одной из данных категорий. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жён. Фактически большинство мужчин в полигиническом обществе имели одну жену. Право иметь несколько жён обычно давалось человеку из высшего класса. Во многих традиционных обществах преобладали следующие формы предпочитаемого партнёрства. При экзогамном (межродовым, межплеменным) браке табу распространялось только на членов своего рода, и половое общение ограничивалось только с кровными родственниками; представителей же других родов и племён это не касалось. В других культурах наоборот, браки заключались только между индивидами, принадлежавшими к одному и тому же роду. Эта форма брака именуется эндогамией. Что касается правил выбора местожительства, то в обществах существуют различные правила. Неолокальное местожительство означает, что новобрачные живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живёт в семье мужа либо поблизости от дома его родителей. В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожёны должны жить с родителями невесты или поблизости от них. Неолокальное местожительство, считавшееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира. Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мердоком, молодожёны переселялись на новое местожительство. Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин. В плане родословной и наследования имущества, существует три типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространённой является родословная по мужской линии. Хотя жена поддерживает отношения со своими родственниками и ее ребёнок наследует её гены, дети становятся членами семьи мужа. В некоторых случаях, например, среди жителей Тробиандских островов, родство определяется по женской линии, т.е. по родословной женщины. Как принято на Тробиандских островах, молодые жёны живут в посёлке у мужа, но имущество и ежедневная помощь поступает по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двухсторонней родословной. Она является общепринятой в 40% мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери. Однако при такой системе могут возникать и проблемы. Многочисленные обязанности по отношению ко многим родственникам, например, необходимость их посещать, дарить подарки по торжественным случаям и одалживать деньги могут стать обременительными. Конечно, это вполне устраивает детей, которым нравится получать подарки от родственников. Семья, в свою очередь, представляет собой более сложную систему чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников и близких. Кроме того, семья выступает как социально-экономическая ячейка общества, представляющая собой таким образом очень близкую “оригинальную” модель всего общества, в котором она функционирует. Семья это социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определённые функции, и исторически развивается. Создавая теорию исторического развития семьи, Ф.Энгельс использовал результаты этнологических исследований американского учёного Льюиса Моргана (1818-1881), который долгое время жил в племени Сенека североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в частности над родственными и семейными отношениями, изложил в книге “Древнее общество”. В своём исследовании семейных и родственных отношений Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет. В дальнейшем, с запретом на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определённые формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство учёных и сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своём развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнёров и укрепление связей, объединяющих членов семьи. Промискуитет характерен для низшей ступени дикости. Это такая форма совместной жизни, в которой семейная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне развития примитивного человека на низшей ступени дикости заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человеку неведомо понятие родства в смысле его, человека, кровнородственной связи с отдельными членами группы; ему понятно лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой. Многие социологи оспаривали существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее, можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этотпроцесс, несомненно, длился весьма долго и привёл к возникновению особой формы семьи - кровнородственной. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сёстры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих одному поколению или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение круга половых партнёров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи - пуналуальной. В пуналуальной семье из полового общения исключаются ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников этого же поколения. Этому типу семьи всё ещё присущ групповой брак. Однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это- брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнёрами является группа сестёр из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни всё более частыми оказываются устойчивые и положительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это - первый шаг к появлению парного брака. Переходным историческим типом выступает синдасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства; в ней один мужчина живёт с одной женщиной; а полигамия, т.е. многобрачие, или в данном случае многожёнство, остаётся исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определённого мужчины и определённой женщины, синдасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов. Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причём данная связь может быть расторгнута только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление её защитить, т.е. обеспечить бесспорность отцовства и права потомства на владение семейным имуществом. Семейные отношения, главенствующее положение в которых принадлежит мужчине, получили название патриархата. Патриархальная семья была устойчивым и достаточно крупным производственным объединением. Во времена крушения рабовладения она продемонстрировала свою живучесть и в различных модификациях сохранилась у многих народов и на протяжении следующей эпохи, эпохи феодализма. Только под воздействием капиталистического способа производства патриархальная семья, наконец, рухнула. Отделение труда от семьи, индустриализация производства привели к образованию нуклеарной семьи (от лат. “нуклус” - ядро). Такая семья состоит из самых необходимых для образования семьи членов - мужа и жены. В неё может входить сколько угодно детей, но стало фактом уменьшение их количества и даже образование бездетных нуклеарных семей (впервые название “нуклеарная” применил к семье американский социолог Ж. Мердок). Нуклеарная семья оказалась наилучшим образом приспособленной к современному обществу. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, отделение труда от семьи и включение членов семьи в общественное производство требует передвижения людей из одной местности в другую, при этом передвижение не вообще людей, а представителей определённых, необходимых данному производству профессий. Это ограничивает частоту встреч между родственниками и ослабляет связи между ними, ведёт к дроблению семьи. Во-вторых, члены семьи получают возможность иметь разные профессии, занимать различное положение, получать различное вознаграждение за труд, что порождает соответствующие различия в стиле жизни, формах проведения досуга, способах достижения различных целей и удовлетворения потребностей. В-третьих, развитие сферы услуг, специализированных служб, обеспечивающих безопасность и защиту граждан, системы социального обеспечения (выплата пенсий и социальных пособий) снижает необходимость у больных и престарелых людей искать опору в семье и испытывать потребность в близких отношениях с большим числом родственников. В-четвёртых, общественное производство всё более выдвигает на первый план личные заслуги человека, в результате чего от него требуется умение и способность самостоятельно проявлять свои способности, не рассчитывая на помощь родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной нуклеарной семьёй называется такая, в которой есть муж, жена и их дети. Неполная семья образуется по различным причинам: в результате смерти одного из супругов, развода, рождения внебрачного ребёнка или усыновления. Такая форма семьи является юридически правомерной. Участие обоих супругов в производстве, их относительно равный вклад в общее хозяйство и юридическое равенство членов семьи с развитием демократических начал способствует становлению в семье эгалитарных отношений. Современная нуклеарная семья становится эгалитарной (от лат. “эгалитаре” - уравнительный), т.е. семьёй с равной долей прав и ответственности всех её взрослых членов с достаточно независимым положением детей. Семья может классифицироваться по другому основанию: в зависимости от наличия или отсутствия детей у брачной пары. В этом смысле семьи те, что ориентированы на семейную жизнь и семьи, производящие потомства. К первому типу относятся те, у кого уже родился один ребёнок; ко второму - семьи, в которых взрослые члены ”открыты” производству нового поколения детей. Кроме нуклеарной семьи, выделяют также расширенный тип семьи. Расширенная семья - семья, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. В этих семьях иногда два- три поколения живут в одном месте или неподалёку. Такие семьи могут включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, тётей, дядей, племянников и т.д. Исходя из вышеизложенного, мы можем заключить, что брак и семья - исторически изменяющиеся явления. Их общественное содержание составляет то, что свойственно им как разновидностям общественных институтов и отношений, находящихся в сложном взаимодействии общественных условий с естественно-биологической, инстинктивной природополовой потребности человека. Можно выделить следующие основные факторы макросреды или общие социальные условия жизнедеятельности, которые в решающей степени влияют на формы семейно-брачных отношений и жизнедеятельности семьи. К этим факторам относят следующие: 1.социально-экономические условия и отношения, которые обусловлены степенью развития производительных сил и отражают уровень материально-технической базы её инфраструктуры, определённого этапа развития общества; 2.социально-политические условия и отношения, которые обусловлены политической системой или политическим строем общества и отражают деятельность его основных институтов и организаций; 3.социальные условия и отношения, обусловленные социальной структурой общества, т.е. разделением её на классы, слои, группы, а также по демографическому, этническому, профессиональному и территориальному признаку, характеризующаяся общественным разделением труда и состоянием производительных сил общества на определённом этапе его развития; 4.социально-культурные (или духовно-нравственные) условия и отношения, которые отражают систему действующих в обществе правовых, морально-этнических норм, ценностей и идеалов, образцов деятельности и поведения, носящих нормативный характер для семьи, а также способы сохранения и передачи социальной информации и социального знания и их доступность; доступность учреждений образования, культуры, искусства, спорта и других духовных ценностей общества. Необходимо также подчеркнуть, что общие социальные (объективные) условия или факторы макросреды оказывают своё влияние на жизнедеятельность семьи, как правило, опосредованно (косвенно) через её ближайшее социальное окружение или факторы макросреды. К ним относят такие компоненты: степень урбанизации среды непосредственного поселения семьи (т.е. тип населённого пункта: город, село; количество жителей и т.д.); характеристика возможной занятости населения (т.е. тип предприятий, уровень квалификации, образования и т.д.); демографическая структура, этнические характеристики; количественные и качественные показатели развития инфраструктуры среди размещения семьи (т.е. наличие сферы обслуживания, детских лечебных, культурно-спортивных учреждений и т.д.). Кроме того, к факторам микросреды обитания семьи часто относится и социально-психологические условия и отношения, которые оказывают существенное влияние на её жизнедеятельность и характеризуют состояние общественного сознания людей, их отношение к миру и своему непосредственному окружению. Эти условия носят ярко выраженный субъективный характер. К ним прежде всего относят социальные установки, интересы и ценностные ориентации в сфере брачных отношений, которые, как бы вплетаясь в общую ткань общественного сознания, в рамках исследования семьи, приобретают статус самостоятельных объектов исследования и практически не рассматриваются в контексте условий. Формы семьи ваpьиpуются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают количество супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных паpтнеpов, pоль главы семейства и права и обязанности родственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию. Унивеpсальность семьи как института pаскpывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциями подpазумеваются базисные потpебности общества и людей, котоpые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие.Таблица 1. Исторические функции семьи
Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная Специализация молодого поколения Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитание, самореализация в детях
Хозяйственно-бытовая Поддержка социального здоровья членов общества, уход за детьми Предоставление хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим
Производственно-экономическая Развитие мелкого производства и сферы услуг, получение дохода за счет использования семейной части, семейных фирм, фермерства Предоставление экономической независимости одних членов семьи другим, используя семейные предприятия, фирмы и т.д.
Материального обеспечения Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи Предоставление материальных средств одними членами семьи другим в случае нетрудоспособности или в обмен на услугу
Первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в разных сферах жизнедеятельности общества, а также ответственности и обязательств между родителями и детьми, представителями старших и средних поколений Формирование и поддержка правовых и моральных санкций за нарушение норм взаимоотношений между членами семьи
Духовного общения Развитие членов семьи как личности, как полноценных членов общества Духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза
Социально-статусная Передача определенного статуса членов семьи в обществе, воспроизводство его социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении
Досуговая Организация рационального досуга членов общества, социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов, связанных с досугом
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация членов общества Предоставление психологической защиты и эмоциональной поддержки членов семьи, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви
Сексуальная Контроль сексуального поведения членов общества Удовлетворение сексуальных потребностей

2. Семья как социальный институт