Смекни!
smekni.com

Социология Герберта Спенсера 2

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет социологии

Доклад по истории социологии

на тему:

«Социология Герберта Спенсера»

Выполнила:

Афанасьева Ю.А.

студентка 1 группы 1 курса

факультета социологии СПбГУ

Преподаватель:

Фетисов В.Я.

Санкт-Петербург

2010

Герберт Спенсер (Herbert Spencer) (27.4.1820, Дерби, — 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837—1841), затем сотрудничал в журнале "Экономист" ("Economist") (1848—53), большую часть жизни провёл как кабинетный учёный. Философия Спенсера явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя Спенсер и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на Спенсера оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга и шотландская школа.

Философию Спенсер понимал как максимально обобщённое знание законов явлений; т. о., философия, по Спенсеру, отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. Спенсер исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация учения И. Канта. Познаваемое — "мир явлений", Непознаваемое — "вещь в себе"). Наука, по мысли Герберта Спенсера, способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения "...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального" ("Основные начала", СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у Спенсера как "первоначальная причина", в признании наличия которой сходятся наука и религия (см. там же, с. 82—103).

Что касается вклада Г.Спенсера в социологию: одним из наиболее влиятельных направлений XIX века стала биолого-эволюционная школа в социологии. Основным идеологом и создателем этого направления и был Герберт Спенсер.

Спенсер разделял основной взгляд Конта – социология примыкает к биологии, составляя с ней физику организованных тел. Правда, Спенсер помещает между ними психологию, которую отвергал Конт, но это не оказало заметного влияния на его научные изыскания вообще и на концепцию общества в частности.

В его представлениях первое место принадлежало биологической аналогии. Пытался объяснить явления, происходящие в общественной жизни. Так, работа Чарльза Дарвина о естественном отборе и эволюции, породила множество биологизаторско - социальных концепций (в том числе социал-дарвинизм), также оказала влияние на Спенсера. Однако некоторые исследователи считают, что Спенсер пришел к своим мыслям независимо от Дарвина.

Суть социал-дарвинистской теории в том, что ее авторы переносили на общество и доводили до логического конца принципы естественного отбора. Рассматривали его как универсальный способ существования человеческого общества.

В целом, органическое направление и социал-дарвинистская социология имеют много общего. Они обе стремятся свести социальные явления к явлениям чисто биологического характера, устраняя другие факторы – психологический, политический, экономический и т. д. Вместе с тем, в этом подходе есть и положительный момент – явление высшего порядка зависит от явлений низшего порядка.

Первым его трудом была «Социальная статика». Так же он предпринимал попытку создания синтетической философии. В 60- 90 е годы выходят его работы:

«Основы начала»
«Основание психологии»
«Основание биологии»
«Основание этики»
«Основание психологии»
«Социология как предмет изучения» (1873 год)

Особой популярностью работы Спенсера пользовались в США, где издавались рекордными для своего времени тиражами- 200000 экземпляров. Видимо, идеи индивидуализма, борьбы за существование, очень импонировали американцам. Свои воззрения Спенсер выводил методом дедукции.

И всё же к Конту Спенсер относился критично, хотя и считал, что в понимании социальных явлений Конт превзошел всех своих предшественников.

Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта. Спенсер характеризовал ее так: «Какова цель Конта? – дать всестороннее описание прогресса человеческого разума. Моя же цель – дать описание внешнего мира». Т.е. Конта интересовала только эволюция идей, а Спенсера - происхождение вещей.

Главное различие Конта и Спенсера – подход Спенсера – объективный, а подход Конта – субъективный. Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное мышление является состоянием социальных структур.

Центральное понятие мировоззренческой концепции - понятие эволюции, которое он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может стать наукой только тогда, когда признает идею природного эволюционного закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы

Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию натурализма в подходе к познанию общества.

Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д. Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора:

1) Однообразие создает условие для нестабильности. Т.е. процесс развития отягощается особенностями самой социальной жизни. В процессе развития общества происходит резкая дифференциация.

2) Существует тенденция к углублению неравенства.

3) Люди, занимающие одинаковое положение, как правило, стремятся к объединению, поскольку общество начинает делиться на фракции.

В результате дифференциации появляются границы. Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному однообразию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным.

В результате дифференциации центральное значение приобретает политика, политическая система, а основной вопрос- о власти.

Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие идеальные типы, характеризующие стартовую и конечную точку развития общества. Имеется ввиду, что начальная точка – это военное общество, а конечная – это промышленное общество.

Определение предмета социологии у Герберта Спенсера

Спенсер не дал формального определения науки. Он видел социологическую науку как науку о надорганическом развитии, которая не только описывает процессы социальной жизни, но и формулирует законы. Главная цель- установление законов развития науки.

Спенсер большое внимание уделял разработке понятийного аппарата. С его именем связано включение в систему наднаучных категорий - понятия «общество», структура, динамика, функции. Этому способствовали его аналогии человеческого общества с биологическим организмом.

Однако Спенсер видел и различие между человеческим обществом и биологическим организмом: Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот - само общество служит интересам и потребностям индивидов.

Основание социальной науки Спенсера строилось на огромном этнографическом материале, исследованиях доиндустриальных обществ. Спенсер рассматривал эволюцию семьи, промышленности, политических, экономических институтов. Таким образом, материал, который использовал Спенсер для доказательства своих идей, был очень обширен и серьезен. Эти материалы связаны с использованием историко-сравнительного метода.

Идея закономерной эволюции общественной жизни

Процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желания людей. Эволюция совершается сама собой, со стороны человека не требуется никакого вмешательства.