Смекни!
smekni.com

Психосоциальная работа с инвалидами имеющими хронически протекающие психические заболевания (стр. 3 из 12)

С другой стороны, существует информационный барьер, который отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности. На основе таких искаженных представлений возникают предрассудки и фобии, что затрудняет коммуникации между инвалидом и социумом.

Эмоциональный барьер также является двусторонним, то есть он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида - любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д - и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т. д. [24, c.33]. Подобный комплекс является ретардирующим, т. е. затрудняющим социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды. И сам индивид с ограниченными возможностями, и его ближайшее окружение остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализование.

Наконец, комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации [14, c.66]. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации инвалида.

Таким образом, основные барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность: физический, барьер трудоустройства, финансовый, пространственно-средовый, информационный, эмоциональный, коммуникативный.

1.2 Общая характеристика законодательной базы в отношении инвалидов

Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной важности. Инвалиды составляют особую категорию населения, численность которой неуклонно возрастает. Так, в Российской Федерации рост граждан с ограниченными возможностями составляет порядка 8 % ежегодно [18, с.16].

Принятый в 1995 году Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Установил систему социальной защиты населения, состоящую из двух основных блоков:

1. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов и реабилитация инвалидов, направленных на восстановление или развитие компенсации нарушенных функций с целью уменьшения ограничений жизнедеятельности и социальной дезадаптации;

2. Обеспечение психологической и социальной поддержки, создание условий для реализации инвалидами потребностей в достижении независимой жизни [15, c.128].

Федеральный Закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных органов) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2005 года в значительной степени изменил идеологию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [19, с.17].

Основная масса натуральных льгот, предоставляемых инвалидам, для обеспечения жизнедеятельности, суть которых заключалась в усилении мер и мероприятий реабилитационного характера, устанавливаемых государством в целях активной интеграции инвалидов в общество, заменена денежной выплатой, размер которой колеблется в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности от 500 рублей до 1400 рублей в месяц.

Основной целью создания новой системы социальной защиты был переход от принятия полной государственной ответственности за социально-экономическое обеспечение инвалидов к признанию лиц с ограниченными возможностями полноценными гражданами страны.

Инвалиды из объекта должны были превратиться в полноправного субъекта, стоящего в центре процесса реабилитации, позволяющего достигнуть и поддерживать оптимальный физический, интеллектуальный, психический и социальный уровень, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости [2, c.45].

Вместе с тем, анализ состояния и проблем реализации законных прав и интересов инвалидов в условиях новой системы социальной защиты выявил множество недостатков, а именно:

1. Полярные изменения, образующиеся в уровне социальной обеспеченности инвалидов в различных субъектах Российской Федерации.

Состояние экономики и позиция администраций субъектов Российской Федерации к проблемам инвалидов не позволяют предоставлять равные возможности инвалидам для их участия в жизни общества, что не отвечает конституционным принципам Российской Федерации, декларирующим равенство прав и свобод гражданина на всей территории Российской Федерации.

2. Отход от социальной модели инвалидности.

Социальная модель инвалидности понимается как совокупность многих факторов, приводящих к ограничению жизнедеятельности инвалидов. Взамен этого при определении материальных выплат, необходимых для жизнеобеспечения инвалидов, в принятом Федеральном законе № 122-ФЗ, по существу было предложено использовать только один фактор - ограничение способности к трудовой деятельности, что привело к нарушению прав и законных интересов некоторых категорий инвалидов [8, c.66].

Так, к 1 января 2006 года более тысячи инвалидам по зрению I группы органы медико-социальной экспертизы установили II степень ограничения способности к трудовой деятельности. Вследствие этого инвалиды I группы по зрению, в том числе тотально слепые, лишились права на получение второй путевки (для сопровождающего) на санаторно-курортное лечение, права на бесплатный проезд к месту лечения и обратно для сопровождающего его лица.

Кроме того, установление II степени ограничения способности к трудовой деятельности предполагает, что инвалид при этом должен быть обеспечен возможностью трудиться в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц. На практике же органы МСЭ устанавливают инвалидам по зрению II степень ограничения способности к трудовой деятельности без учета реальной возможности их трудоустройства. Особенно это касается инвалидов, проживающих в сельской местности.

3. Снижение возможности в области реальной реабилитации.

Установленные инвалидам ежемесячные денежные выплаты взамен ряда льгот не компенсируют в полной мере затрат инвалидов (особенно с тяжелыми заболеваниями) на необходимую медицинскую и социальную реабилитацию (лекарственные средства, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно). Более того, в силу различных причин получаемые инвалидами вместо льгот ежемесячные денежные выплаты тратятся не на реабилитационные цели, а на повседневные нужды. В связи с чем, растет вероятность утяжеления групп инвалидности [8, c.67; 10, c.89].

Наряду с этим значительно изменены нормы, предусматривающие обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Так, федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р носит ограничительный характер. Исключение права определенных категорий инвалидов на предоставление специального автотранспортного средства, при отсутствии альтернативных средств передвижения (социальное такси, специальные приспособления в общественном транспорте) фактически лишило их возможности на реальную реабилитацию. Ряд позиций указанного распоряжения носит общий характер и нуждается в дополнительном толковании, без которого возникают определенные трудности при его применении.

4. Отсутствие координации деятельности различных служб и учреждений в области реабилитации инвалидов.

Из Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» исключена статья 12, определявшая не только понятие, но и систему Государственной службы реабилитации инвалидов, роль и место в этой системе реабилитационных учреждений, что нарушает сущность организации управления в области реабилитации инвалидов, как на федеральном, так и на региональных уровнях.

В этой связи возникает вопрос о необходимости разработки и принятия федерального закона «О реабилитации инвалидов», который позволит объединить обширный правовой материал о реабилитации инвалидов, привести его в соответствие с новым этапом развития общества, повысить качество правового регулирования, завершить процесс формирования новых видов и форм реабилитации инвалидов, установить основы управления системы реабилитации инвалидов, закрепить ведущую роль реабилитационных учреждений в практике интеграции инвалидов в общество [38, c.80].