Содержание:
Введение ………………………………………………………………………………......3
I. Поддержка женщин за рубежом: исторический аспект …………………………4
1.1. Становление поддержки женщин на Западе ……..……………………….....4
1.2. Поддержка женщин на Востоке ……………………...………………………7
II. Становление и развитие социальной поддержки женщин: отечественный опыт…………………………………………………………………………………….....10
2.1. Поддержка женщин в архаический период и период раздробленности на Руси……………………………………………………………………………………….10
2.2. Поддержка женщин в период церковно-государственной помощи………12
2.3. Общественное и частное призрение женщин………………………………14
2.4. Поддержка женщин в современных условиях……………………………...16
Заключение ………………………………………………………………………………18
Список используемой литературы ……………………………………………………..20
На всех этапах жизненного пути в тех или иных формах женщины сталкивались с трудностями и ограничениями в области трудоустройства, занятия нетрадиционными видами деятельности, пенсионного обеспечения, тенденций на рынке труда и изменений в составе семьи.
Определение места и роли женщины в обществе является одним из актуальных и наболевших вопросов современности, а особенно важна сущность истории социальной поддержки женщин. Этим и объясняется актуальность выбранной мною темы.
Целью моей работы является подетальное, емкое исследование истории социально поддержки женщин. Чтобы достичь своей цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю социальной поддержки женщин за рубежом и
отечественный опыт по данной теме.
2. Определить положение женщин в различные периоды истории.
3. Выявить основные формы социальной поддержки женщин.
Объект – история становления социальной поддержки женщин.
Предмет - сравнительные характеристики истории социальной поддержки
женщин за рубежом и в России.
Особое внимание к социальной и экономической роли женщин в периоды фундаментальных преобразований является не только само по себе важным из гуманных соображений, но и непременным условием достижения устойчивого развития и повышения благосостояния в обществе.
I. Поддержка женщин за рубежом: исторический аспект
1.1. Становление поддержки женщин на Западе
Во II в. до н.э. – IIв. н.э. в Древнем Риме оформилась правовая система, ставшая классической основой для современных правовых положений – так называемое римское право. В нем существовал ряд статей прямо или косвенно касавшихся проблем призрения женщин.
В римском праве проституция получила четкую регламентацию, тем самым понятие о такой женщине было неразрывно связано с позором, влекшим за собою гражданскую смерть в юридическом смысле.
Одной из серьезных социальных проблем Греческих городов стала проституция, существовавшая на вполне «законных» основаниях: храмы, где содержались «девушки, радушно принимающие путников»[1].
Куртизанки были заклеймены позором, не обладая никакими социальными правами. Они должны были носить специальный наряд из пестрой материи, украшенной букетами цветов, и красить волосы шафраном в желтый цвет. Кроме женщин, содержавшихся в диктерионах, существовали еще и вольные проститутки, которые делились на три категории:
-диктериады (зарегистрированные проститутки);
-аулетриды (танцовщицы и флейтистки);
-гетеры («дамы полусвета», обычно приезжавшие в Афины из Коринфа и
имевшие официальную связь с самыми известными в Греции людьми).
Как бы то ни было, легальная проституция, исходившая из законов гостеприимства и подкрепленная религиозными традициями, вела к распространению венерических заболеваний, о которых писал еще «отец медицины» Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э.). Немногочисленные законы, принимавшиеся время от времени с целью ограничения масштабов проституции, под давлением традиций большого значения не имели.
Женщина в римском праве считалась недееспособной даже тогда, когда она не находилась ни под властью отца, ни под властью мужа. Причиной тому являлся древний порядок, по которому обладание правом предполагало способность субъекта владеть оружием. Вследствие отсутствия такой способности всю свою жизнь женщина должна была находиться под опекой своего ближайшего агната или того лица, которое было назначено ей в опекуны по завещанию отца или мужа. Однако постепенно, с изменением самих условий правовой жизни, характер опеки видоизменился. Уже ко II в. до н.э. ее безусловный характер утрачивает смысл и отмирает.
В то же время уничтожение опеки над женщинами отнюдь не означало полного уравнения в правах с мужчинами. Целый ряд юридических функций оставался для женщин недоступен. Во-первых, они не имели права занимать никаких государственных должностей; во-вторых, не могли выступать за других в суде (то есть являться чьим-то представителем); в-третьих, не могли быть назначены опекунами (кроме матери или бабки по отношению к своим детям или внукам).
С другой стороны, римские свободные женщины имели и некоторые привилегии. Например, в целом ряде случаев они могли сослаться на незнание закона (вместе с крестьянами, несовершеннолетними и солдатами). Данное право было признано за женщинами «вследствие слабости пола»[2]. Недействительным также признавалось принятие женщинами ответственности за чей-либо долг: мотивом для данного узаконения признавалась «слабость» и «излишняя доверчивость» женщины.
Вследствие права женщины были более полно развиты в византийском законодательстве. Так, в браке супруг имел право на распоряжение и даже отчуждение некоторой части собственности своей супруги, но приданое находилось на «риске мужа», то есть он нес ответственность перед законом за целостность имущества жены. В случае развода жена могла вернуть себе все приданое. И в более поздний период государство продолжало стоять на защите имущественных прав
свободной женщины. Жена не несла никакой ответственности своим имуществом за кредитоспособность мужа.
Четко выделяются три случая, когда жена могла распоряжаться своим приданым:
1. для содержания себя, мужа и детей;
2. для купли приличной земли;
3. для поддержания своего отца, находящегося в изгнании.
К XIV в. женщина стала иметь гораздо больше возможностей взять на себя управление приданым, чем раньше. Следует подчеркнуть, что сами мужчины требовали наделить своих жен правами наследования (имением, вотчиной) вместо приданого. Это способствовало развитию инициативности женщин в экономической сфере, женщины уравниваются с мужчинами в правах наследования[3].
В области бракоразводного права, также проявляется тенденция к уравниванию прав мужа и жены.
Кроме того, в Римском праве была и форма попечительства для охранения интересов еще не рожденного ребенка. Если умирал или погибал муж, а зачатый им ребенок должен был вскоре родиться, то для охраны имущества умершего назначался опекун. Далее же все зависело от игры природы: если рождался мальчик, то по закону имущество переходило к нему, а опекун исполнял свои обязанности до совершеннолетия наследника, если же рождалась девочка, то имущество переходило вдове, а функции опекуна, тем самым, прекращались.
Из вышеизложенного следует, что предполагаемо права женщин, даже регламентируясь статьями законодательных актов тех времен, не обеспечивали ей надежную поддержку и защиту в трудных жизненных ситуациях, а лишь определяли ее место и положение в обществе, которые было весьма не высоки.
1.2. Поддержка женщин на Востоке
В период существования древнейших государств Месопотамии появляются первые правовые документы, представленные:
· Законами царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тыс. до н.э.);
· Законами Хаммурапи (XVIII в.);
· Законами Среднеассирийского царства (XIIв. до н.э.).
Именно в данных законах фигурируют статьи, так или иначе связанные с призрением и благотворительностью, в их основе лежали религиозно-нравственные сочинения.
Особо регулировались брачные отношения[4]. Так, оговаривались условия, при которых муж мог покинуть жену. Муж не мог покинуть жену, больную проказой, но мог уйти от бесплодной жены, дав ей выкуп и вернув приданое. Не мог он и ввести в дом наложницу, если жена предоставляла ему рабыню для рождения детей.
В Среднеассирийских Законах фиксировался своеобразный институт «оживления», заключавшийся в принятии «на прокорм» члена голодающей семьи, обычно девушки. Принявшая девушку семья пользовалась ее трудом, распоряжалась ее судьбой, «продавала» замуж и прочее. На практике же «оживление» превратилось в распространенную форму продажи детей свободными родителями.
В основе правовых документов Древней Индии лежал обычай (ачара), который трактовался в плане поведения «добрых, благоразумных людей» в соответствии с моралью и общественной пользой.
Особо оговаривались правила выдачи девушки замуж, когда выделялось 8 возможных форм брака, первые четыре одобрялись брахманами и был предусмотрен тот или иной размер приданого:
- «брахма»;
- «дайва»;
- «арша»;
- «праджапатья»;
к порицаемым бракам относились:
- «асура» - покупка невесты;
- «пандхарва» - брак по любви, без согласия родителей;
- «ракшаса» - с похищением невесты;
- «пайшача» - с насилием над невестой.
Предназначением женщины признавалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых по закону падала обязанность выполнять поминальные обряды по умершим предкам. Повторные браки вдов запрещались, отсюда и обычай их самосожжения (сати) погребении мужа. Муж имел право привести в дом новую жену:
· на восьмом году, если жена не рожала детей;
· на десятом, если рожала детей только мертвыми;