С 1988 года в России введена административная ответственность за занятие проституцией. В Российском уголовном кодексе, принятом в 1997 году, предусмотрена уголовная ответственность за половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 134), за торговлю несовершеннолетними (статья 152), за вовлечение в занятие проституцией (статья 240), за организацию и содержание притонов для занятия проституцией (статья 241).
Глава II. Социально-исторический портрет проституции
2.1. Античность
В эпоху Гомера (VIII век до нашей эры), несмотря на многоженство и на относительно большую свободу, женщины практически не знали проституции, если не считать религиозную проституцию в честь богини любви Афродиты. Однако, в общем, этот период истории Греции ещё не знал проституции как элемента общественной жизни. Лишь после введения строгой патриархальной моногамии и связанного с этим ограничения жизни замужней женщины исключительно домашней сферой, появилась и проституция, которая в VII и VI уже достигла вершины своего развития.
Античная проституция была особым видом, особым проявлением рабства. Она рекрутировалась в основном из сословия рабов, причём как женщин, так и мужчин. Рабы находились в полном распоряжении своих господ, которым разрешалось какое угодно обращение с ними, за исключением убийства.
Кроме рабов, проституцией занимались многие вольноотпущенные. Рабам или рабыням, в результате их занятий проституцией, удавалось иногда добиться относительной свободы, и они сами могли купить себе рабов для той же цели.
Большое влияние на распространение проституции оказывали постоянные военные походы и передвижения легионов. Начиная с V века до нашей эры, греческие войска сопровождались целыми толпами профессиональных проституток. Находившиеся в чужих краях легионы, не имея в своём распоряжении других женщин, вынуждены были удовлетворять сексуальные потребности с проститутками.
Что касается личностных качеств, то античные проститутки осознавали себя объектом наслаждения и поступали соответственно этому ощущению. Один из основных принципов проституток гласил: никого не любить, но изображать любовь с целью получения по возможности большего гонорара. Все черты личности и образ жизни, характерные для современной проститутки, были и у проститутки древности: жадность, стремление хорошо поесть и выпить, лживость, зависть, нахальство, тяга к нарядам.
Клиентуру составляли все сословия: от императора, до раба. Но главную роль играли военные и купцы.
Таковы главные особенности античной проституции.
2.2. Средние века
Средние века в Европе - это период расцвета публичных домов. Почти каждый небольшой городок имел свой публичный дом. Одной из причин расцвета проституции в средние века являлось убеждение в том, что проституция необходима, так как она защищает от соблазнения приличных девушек. Значительную роль сыграл также и половой состав средневекового населения. В средневековых городах число женщин по сравнению с количеством мужчин было значительно больше, чем в более позднее время. Благодаря количественному превосходству и излишку незамужних женщин, женская конкуренция проявлялась во многих областях. Женщины работали портнихами, белошвейками, прачками, торговками. Плата за работу была очень низка. Нужда заставляла женщин заниматься и такими профессиями, которые по своему характеру имели некоторое отношение к проституции.
Это банщицы, официантки в кабаках, домашняя прислуга.
Ещё одним благоприятным условием для развития проституции было характерное для средних веков широкое распространение во всех странах людей без определённого места жительства, без определённых средств к существованию, живших только за счёт воровства, нищенства и проституции. С одной стороны, бродяги были неиссякаемым источником для проституции, так как в отдельных городах проституцией занимались в основном не местные жители. С другой стороны, мужчины из числа бродячих людей составляли значительную часть клиентуры проституток.
Увеличению числа бродячих женщин и, соответственно, проституции способствовали многочисленные паломничества. Связь между развратом и паломничествами отразилась даже в пословицах: «Богомолье не придаёт святости», «Ушла богомолкой, а вернулась проституткой», «Паломничества вызываются не столько благочестием, сколько сладострастием». Уже в 744 году миланский архиепископ Сан-Бонифацио просит синод запретить женщинам, в том числе и монахиням паломничества в Рим, так как они имеют печальные последствия. Почти все женщины-паломницы становятся проститутками ломбардских и французских борделей
Чрезвычайно благоприятную почву для процветания проституции составляли несвободные люди. Число крепостных в VII - X веках составляло половину населения. В течение всего средневековья велась оживлённая работорговля между странами Востока и Запада. Огромных размеров достигла торговля рабынями для проституции на Востоке.
Особое место в эпоху средневековья занимают публичные дома. Некоторые публичные дома имели определённые наименования, обычно названия животных, цветов, служивших эмблемами такого дома. Особыми признаками таких домов считались красный фонарь, горевший перед дверью и разноцветную решётку на окнах. В основном публичные дома располагались у городских стен, в отдалённых местах и на окраинах.
2.3. Эпоха Ренессанса
Главное отличие между положением проституции в эпоху Ренессанса и в другие эпохи состоит в двух явлениях: в её размерах и той своеобразной роли, которую проститутки играли в жизни общества. Люди ощущали, что в их жилах течёт бурная и кипучая кровь, воспламеняя всех горячими желаниями, независимо от возраста. Все были убеждены, что держать в объятиях женщину или ласкать юношу - высшее наслаждение в жизни, которому уступают все остальные.
Пред животной жаждой наслаждения, прямо прибегающей к силе, женщины были беспомощны. Всюду толпами проходили солдаты, всевозможные бродяги, нищие и паломники. Насилие угрожало женщинам и в глухих деревнях, и в городах. Нужен был надёжный источник утоления страстей. Интересы семьи требовали охраны, а подобную охрану обеспечивала именно проституция как свободная продажа и купля любви за сдельную плату. Поэтому в эпоху Ренессанса решили не только узаконить проституцию, но и проявить к проститутке снисхождение, отвести ей в социальной жизни своё место.
Мужчина желал свободно удовлетворять свои страсти, что было бы невозможно, если бы со всей строгостью относились к требованию мужской верности. Поэтому проституцию и легализовали, тем более что она давала возможность мужчине удовлетворять свою потребность в разнообразных чувственных удовольствиях изо дня в день.
Наиболее ярким показателем роли проститутки в жизни общества являются праздники эпохи Ренессанса. В большинстве случаев, проститутки были главным фактором, создававшим праздничное настроение, так как они больше всех вносили в эти праздники живость. Их привлекали ко всем праздникам устроители торжеств, которые сознательно использовали проституток для поднятия настроения у населения.
2.4. Эпоха абсолютизма (XVIII в.)
В эпоху абсолютизма число женщин, открыто торговавших собой на улицах и площадях, было велико не 'Только потому, что это считалось наиболее лёгкой для женщин формой заработка, но и потому, что тогда у женщины вне семьи не было никакого дела, а семья была для многих недоступной роскошью.
В малых городах и деревнях официальные публичные дома, существовавшие в XV и XVI веках, с течением времени стали редкостью. Но вместе с публичными домами проституция не исчезла. Она стала скрытой. Если раньше проститутки носили определённые знаки, указывающие на её профессию и привлекающие внимание, то теперь она обязана была одеваться скромно и «честно» зарабатывать свой хлеб как швея, прачка, вышивальщица. Но внешняя порядочность нисколько не мешала тому, что эти женщины были очень хорошо известны мужской половине населения. Общение с проститутками было окутано тайной.
В провинции практически исчезает бродячая проституция, так как характерное для мелких городов внешнее благочестие и чопорность мешали развитию этого типа. Этому способствовало так же и то, что скрытая проституция полностью удовлетворяла половые потребности. Некоторые проститутки должны были принимать каждый вечер 10-12 мужчин.
В больших городах проституция носила совсем другой характер. Хотя проститутка и престала быть украшением праздников, как это было в эпоху Ренессанса, тем не менее, без неё не обходилось ни одно развлечение взрослой части населения. Вольнопромышляющие проститутки заполняли улицы и площади. В большинстве городов существовали особые места и часы для массовых прогулок проституток. Как правило, это были самые оживлённые места в городе. Часто проститутки прогуливались в вызывающе украшенных экипажах и старались привлечь к себе внимание мужчин не возгласами, а изысканностью поведения и недвусмысленными жестами с помощью веера. Самые экстравагантные проститутки появлялись верхом на лошади. Но, как бы не выделялись проститутки в экипажах, главную роль играли всё же пешие проститутки. Во-первых, они были намного многочисленнее; во-вторых, им было легче завлекать клиентов.