Смекни!
smekni.com

Томас Лукман (стр. 2 из 2)

Как видим, согласно Лукману, любое мировоз­зрение, т.е. способ видения мира в целостности, имеет религиозный характер. Бесспорно, что рели­гиозное мировоззрение выполняет социальные функции, которые изменяются вместе с развитием общества. Однако вряд ли стоит отождествлять, как это делает М. Хилл, позицию Лукмана с дюркгеймовской, поскольку Дюркгейм вовсе не сводил все возможные виды мировоззрения к религиозному. Конечно, Дюркгейм, опираясь на свои исследования первобытного общества, видел в религиозных представлениях ту силу, которая при­дает безусловный авторитет существующей соци­альной организации. Сакрализация всего мира ве­дет к легитимации наличных социальных порядков. И без анализа религиозно-мифологических пред­ставлений древних народов и цивилизаций многое невозможно понять в их государственном устройст­ве, культуре и искусстве. Но из этого вовсе не следу­ет, что любое мировоззрение имеет религиозный характер и “выполняет сущностно религиозную функцию — естественнонаучное мировоззрение от­личается от эстетического, философское от религи­озного, мифологическое от социально-политичес­кого”. Все они могут давать целостное видение мира, но на различном уровне научности, абстрактности и т.д. Определять их все как “элементарную социаль­ную форму религии” невозможно даже в том случае, когда речь идет о традиционных обществах, не гово­ря уже о современности.

Лукман пишет о том, что “официальные” вероу­чения терпят поражение, так как они не в состоянии выполнять соответствующие “легитимирующие” функции. Церковь утратила монополию на опреде­ление “обязательного сакрального космоса”, а “церковно-ориентированная религиозность” вступила в явное противоречие с обществом свободной конку­ренции производителей товаров, идей, “универ­сальных” религий. Уже потому, что этих “путей спа­сения” так много па рынке идей, считает социолог, они не могут претендовать на всеобщность.

Несомненно, “обязательный сакральный комп­лекс” сегодня невозможен. Но, во-первых, религия продолжает выполнять ряд социальных функций и опыт различных стран показывает, что функция ле­гитимации социальных порядков остается с социо­логической точки зрения одной из важнейших. Во-вторых, Лукман утверждает не только то, что “исти­ны” всех религий относительны, а потому недосто­верны. С его точки зрения, одно мировоззрение ни­чуть не лучше другого: все они созданы отдельными людьми и конкурируют на “рынке идей”. А потому философия и паука ничуть не лучше религии. Наконец, он считает, что в современном обществе у чело­века нет иного пути, кроме создания на основе всех имеющихся в его распоряжении религий и культов своей собственной “приватной” религии. М. Хилл отмечает сходство этой приватной религии Лукмана с концепцией современного мистицизма Э. Трельча, согласно которой подобные “самодель­ные” религии с неизбежностью крайне субъективны и неартикулированны, поскольку в них преоблада­ют чувства, видения, настроения. Такого рода но­вый мистицизм и рассматривается Лукманом в ка­честве “невидимой религии”, предоставляющей каждому человеку “автономию”, освобождение от внешнего принуждения и возможность самореали­зации. Религия, оказывающаяся делом вкуса и “предпочтения”, никогда не исчезнет, поскольку сакрализация мира необходима человеку, который не может жить без опыта “трансценденции”. И если секуляризацию понимать в смысле удаления свя­щенного космоса, то тогда она по определению ста­новится невозможной, считает Лукман.

Эти идеи Лукмана были высказаны во вполне определенном контексте — в 60-е годы, т.е. в самом начале “контркультурных” движений, стремивших­ся реализовать лукмановский идеал “трансцендирования”. Вместе со спадом этого движения и наступ­лением эры “неоконсерватизма” стали меняться и оценки религии.

Работы:

Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания

Бергер П., Лукман Т., 2001 год, 163 стр.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/berger_reality_social_construction