Смекни!
smekni.com

Отношение молодежи к гражданскому браку на примере г Красный Кут (стр. 1 из 12)

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу « Методика и методология социологического исследования»

Тема: «Отношение молодежи к гражданскому браку»

(на примере г. Красный Кут)

Работу выполнила: Пономарёва Любовь Николаевна

студентка 4 курса заочного отделения

Социологического факультета СГУ

группа № 414 город Красный Кут

дата сдачи работы в учебную часть «15» декабря 2009 г.

Работу проверила (ф.и.о. преподавателя)

Шахматова Надежда Владимировна

оценка _____________ подпись_____________ дата проверки ______

Саратов-2009


Содержание

Введение

I. Инструментарий изучения отношения молодых жителей г. Красный Кут к гражданскому браку

II. Основные особенности отношения молодежи г. Красный Кут к гражданскому браку

III. Факторы, влияющие на представления краснокутской молодежи о гражданском браке

Заключение

Литература

Приложения


Введение

Актуальность проблемы исследования связана с изменениями, происходящими на протяжении всего ХХ столетия в сфере брачно-семейных отношений. Эти изменения фиксируются показателями демографической статистики, такими как: снижение показателей рождаемости, увеличение частоты разводов и снижение уровня брачности, нуклеаризация семьи, уменьшение числа детей в семье, рост альтернативных семейных форм, в том числе незарегистрированных браков и неполных семей, и, наконец, повышение коэффициента внебрачной рождаемости.

Изменения в сфере брачно-семейных отношений связаны с фундаментальной трансформацией системы ценностных ориентаций и социально-психологических предпочтений индивида, с ростом индивидуализации, с размыванием системы поведенческих норм в данной сфере. Выдвигается предположение о том, что трансформацию переживает сама культурная модель сексуального партнерства и парных союзов, в основе которой лежит кардинальное изменение семейных ценностей. Этому способствует ряд социальных предпосылок, имеющих общемировой масштаб, а именно: смешение традиционного распределения гендерных ролей как в семье, так и вне ее; развитие рыночных отношений, рационализация всех сфер жизнедеятельности общества, и, как следствие, увеличение роли материальных благ в общественных отношениях; «выход» женщины из семьи на рынок труда, ослабление ее экономической зависимости от мужчин и рост притязаний к будущему супругу. Это приводит к тому, что утрачивается традиционная монополия на брачный выбор, усложняется поиск партнера, растет автономия от социальных общностей, «усиливаются гендерные и межпоколенческие конфликты, что обуславливает дистанцирование обоих полов от каких-либо брачно-семейных зависимостей».[1]

Такие социальные предпосылки, объективно возникшие на современном этапе развития общества, позволяют констатировать, что трансформация брачно-семейных отношений имеет устойчивый характер и отражает независимость института семьи от сиюминутных, конъюнктурных проблем, переживаемых обществом.

Специфика России состоит в более позднем, по сравнению с большинством стран Европы, переходе к современной модели семьи. Для России также актуальна интенсивная и фундаментальная трансформация общества на уровне ценностей, которая не могла не сказаться на брачном и репродуктивном поведении населения страны. Существенными факторами распространения неформальных семейных отношений в нашей стране являются негативные последствия социально-экономического кризиса в связи с переходом к рыночной экономике в начале 1990-х годов: потери гарантий занятости и минимальной зарплаты, распад централизованной системы обеспечения жильем[2], либерализация общественной жизни в целом, в том числе мода на «бойфрендизм».[3]

В настоящее время многообразие брачно-семейных форм становится элементом современной семейной системы большинства стран мира, в том числе и России. Среди всего многообразия этих форм незарегистрированный брак является наиболее распространенной и социально одобряемой моделью организации семейной жизни, ввиду большого сходства с зарегистрированным браком.[4] В нашем понимании, гражданский брак - это семейные отношения без официальной регистрации брака. На самом деле, это неверное толкование понятия гражданского брака, который является вполне официальным, альтернативным церковному браку, семейным союзом. А супружеские отношения без регистрации называются сожительством, хоть это слово в нашем языке и имеет обычно негативное значение.

Слова "сожительство", "партнер", "интимные отношения" в русском языке имеют явный привкус непристойности или протокола: фактически, о близких личных отношениях можно говорить либо эвфемизмами, либо оскорбительными клише. Культура, впрочем, изобрела термины "гражданский брак" (обозначающий отношения при совместном проживании двух людей) и "гостевой брак" (обозначающий отношения, при которых у пары отсутствует общий кров, общее хозяйство). Интересна попытка тем самым легитимировать, осмыслить любые сексуальные союзы через отождествление их с браком, но не сами по себе – любопытный показатель уровня ханжества культуры.

В дальнейшем именно выражение «незарегистрированный брак» будет использоваться в курсовом исследовании для обозначения отношений, альтернативных браку.

В периоды социальных кризисов незарегистрированный брак приобретает характер неформальной социальной нормы, что ведет к массовому распространению незарегистрированных отношений как явления.[5]

В России явление незарегистрированного брака не имеет такого массового распространения, как, например, в США и странах Европы, однако уже обладает всеми признаками социального феномена.

О социальной значимости и своеобразной форме признания в российском обществе существования незарегистрированных союзов косвенно свидетельствует тот факт, что впервые в бланки всероссийской переписи 2002 г., как ответ на вопрос о брачном состоянии населения, был включен вариант «состою в незарегистрированном браке». По данным Всероссийской переписи 2002 г. в незарегистрированном браке состояли 11% взрослого населения, при этом незарегистрированные союзы зафиксированы не только среди молодого населения, но и в более старших возрастных когортах.

Проблемная ситуация заключается в том, что масштабное проявление незарегистрированного брака размывает границы традиционных норм брака и семьи; диктует новые принципы формирования брачно-семейных отношений, которые проявляются как на институциональном уровне жизнедеятельности общества (затрагивая институты семьи и брака, влекущие за собой изменения в сфере юриспруденции, семейной политики и т.д.), так и на индивидуальном уровне, изменяя структуры ценностных ориентаций индивида, его поведения и принципы взаимодействия мужчины и женщины. Актуальность семейной проблематики для России подтверждается тем, что 2008 год был объявлен в России Годом семьи[6] и был призван объединить усилия государства, общества и бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.

Незарегистрированный брак, как и любой другой вид брака, обладает механизмами формирования брачно-семейных отношений, которые определяются как институциональными характеристиками незарегистрированного брака, так и социальными ожиданиями и установками партнеров, вступающих в незарегистрированные отношения. В большинстве случаев он включает ряд характеристик, основанных на традиционном виде брака: совместное проживание и ведение хозяйства, объединение финансов и т.д. В то же время незарегистрированный брак обладает своей спецификой, и отличается от зарегистрированного брака по целому ряду параметров, включая институциональность, легитимность, степень материальной и психологической безопасности, привязанность, ответственность партнеров за воспитание детей и друг перед другом и т.д.

Отношения в незарегистрированном браке могут быть в большей или меньшей степени приближены к традиционному браку. Однако, будучи менее институализированной формой брачно-семейных отношений, незарегистрированный брак позволяет партнерам моделировать свои отношения в зависимости от собственных ценностных ориентаций и социальных установок. Экономическая нестабильность в обществе, официально не сформулированное отношение государства к незарегистрированному браку, плюрализм мнений относительно организации семейной жизни влияют на возникновение противоречивого к нему отношения.[7] По этой причине незарегистрированные браки неоднородны, следовательно, можно говорить о различных типах незарегистрированных браков, о многообразных отношениях между партнерами, и о различном влиянии этой формы брачно-семейных отношений на всю систему брачно-семейных институтов.

Сложность определения социального статуса незарегистрированных браков в России (т.е. того, насколько такая организация семейной жизни замещает традиционные семейные функции, вытесняет или, наоборот, укрепляет семью) связана также с отсутствием достаточно обоснованного теоретического и эмпирического осмысления этой проблемы в российской социологии. Новизна исследуемой проблемы свидетельствует о ее актуальности в научном плане, что обуславливает объективную необходимость анализа незарегистрированных союзов как с точки зрения формируемых в них брачно-семейных отношений, так и функций, которые они выполняют на современном общественном и индивидуальном уровне.

Проблема отношений в незарегистрированном браке не только актуальна и социально значима, но и отличается новизной и сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношении.