Смекни!
smekni.com

Социальная работа с подростками девиантного поведения (стр. 2 из 10)

В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество су­ществует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные цен­ности и социальные нормы. Первые являются принципи­альными ориенти- рами общественного развития. Они осу­ществляют самую общую, стратеги- ческую регуляцию по­ведения людей и социальных групп (свобода, равен- ство, справедливость и т. д.). Вторые представляют собой обще­значимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обяза­тельного) поведения, деятельности людей, социальных общностей, социаль- ных организаций. Усвоение соци­альных норм — основа социализации личности.

Социальные нормымогут возникать стихийно (мораль, обычаи, тради- ции и т. д.) или сознательно, соответствую­щими государственными органами (нормы права). В за­висимости от сферы регуляции общественных отношений они складываются в нормативные системы. Существует довольно большое количество нормативных систем. Это обычаи и традиции, нормы религиоз- ные, эстетические, политические, и т. д., однако в современном обществе, в отличие от архаичного (традиционного), ведущими норматив­ными система- ми и основными регуляторами соци­альных отношений являются право и мораль. Право пред­ставляет собой систему общеобязательных правил пове­дения (норм), установленных или санкционированных государством. Мораль — это система принципов и правил поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Соблюдение моральных норм осуществляется авторитетом общественности, и в первую очередь диктуется малой со­циальной группой. Санкция за нарушение моральных норм проявляется в виде общественного осуждения.

Как правило, члены общества принимают социальные нормы и в своей деятельности следуют им, что в немалой степени сохраняет его как систему. Нормативное поведе­ние отражает эффективность процесса социализации ин­дивида в отношении доминирующих стандартов культу­ры. Вместе с тем в обществе также достаточно распростра­нено неприятие и неисполнение соци- альных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп опреде- ляется как неконформное, или ненормативное. Оно может носить позитив- ный характер, что способствует установлению в обществе более прогрес- сивных норм поведения, деятель­ности (искусство, научно-техническое и социальное твор­чество), или иметь негативный, деструктивный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение индивидов принято называть отклоняющим­ся, или девиантным.

Под девиантным(лат. deviatio — отклонение, уклонение) поведением понимаются:[4]

1) по­ступок, действия человека, не соответствующие официально уста-новленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стан- дартам, шаблонам);

2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или факти- чески сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психо­логии, педагогики, психиатрии. Во втором значении — предмет социо- логии и соци­альной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разгра- ничение относитель­но.

Отклоняющееся поведение имеет свою классификацию. Одним из первых такую классификацию предложил в 60-е гг. XX в. американс­кий социолог Г. Беккер. Он разделил отклонения на пер­вичные и вторичные.

Первичное отклонение— отклоня­ющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В данном случае отклонения незна­чительны и не наносят заметного ущерба обществу и лич­ности, хотя и могут быть широко распространены. Деви­ация остается в рамках социальной роли (например, пе­реход улицы в неположенном месте). Вторичные наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно квалифицируются как де­виации. Такое поведение требует приме- нения санкции.

В социологии девиантного поведения разные исследователи по-разному подходят к объяснению причин возникновения такого поведения. Рассмотрим эти подходы (причины):

1. Биологический (антропологический)(Ч. Ломброзо, У. Шелдон). Суть этого подхода в том, что девиант­ное, в частности преступное, поведение, обусловле­но определенными физическими особенностями чело­века. Напри- мер, выступающая нижняя челюсть, по­ниженная чувствительность к боли и т. д. (Ч. Ломброзо) или мезоморфность, т. е. строение тела, которое от­личается силой и стройностью (У. Шелдон). В пос­ледние годы девиантность в русле данного подхода иногда объясняется аномалиями половых хромосом (наличие дополнительной хромосомы Y).

2. Психологический подход(3. Фрейд, А. Адлер). Де­виантность при таком подходе обусловлена психи­ческими отклонениями личности, нали- чием различных комплексов, а также тем, что конфликт лично­сти и общества задан изначально, как столкновение Id («ОНО») и Super-Ego — системы моральных за­претов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым со­здает конфликтную ситуацию.

Видимо, следует согласиться с мнением, что посредством анализа био- логических, психологических особенностей, наличия комплексов нельзя в полной мере объяснить сущность, уровень преступности или других видов девиа­ции. Более вероятно, что и биологическая, и психологи­ческая предрас- положенность к девиантному поведению в некоторых случаях, соединяясь с определенными соци­альными условиями, дает соответствующий результат.

3. Социологический подход(Г. Беккер, С. Селлин, К. Маркс, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.). В данном случае девиантное поведение объяс- няется социальными причинами: несовер­шенством общества, социальным неравенством и проти­воречиями, изначально заданными конфликтами, проте­стом против несправедливого общественного устройства и т. д.

В рамках отечественных исследований феномен девиантного поведе- ния в основном объясняется «тройным несовпадением»: требований нормы, требований жизни, и интересов личности (В. Кудрявцев). Это вызвано проти­воречивостью развития общества, где основным является противоречие меж- ду стабильностью и мобильностью об­щества как системы. Общество, с одной стороны, ориен­тирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой — объек­тивно требует от него инициативности, т. е. выхода за рамки общепринятых стандартов, как необходимого условия прогресса. Поэтому социализация личности всегда вклю­чает в себя как конформное, так и неконформное поведе­ние. Некоторые исследователи (Я. Гилинский) считают, что главней причиной всех социаль- ных отклонений слу­жит социальное неравенство. Оно порождает противоре- чие между относительно равномерно растущими потреб­ностями и неравно- мерными возможностями их удовлетпорения.

Каждая из позиций имеет право на существование, т.к. дает срез реаль- но действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причин девиации.

Помимо названных объективных причин появления девиаций можно выделить и субъективные. Личность формируется в первую очередь под воздействием конкретных жизненных ситуаций. Если общественные нормы относительно стабильны, то жизненные ситуации, опыт человека гораздо более изменчивы и разнообразны. По­этому в сознании личности и могут содержаться опреде­ленные «дефекты»: незнание некоторых норм из-за отсут­ствия информации, неправильное понимание правовых и нравственных принципов; несогласие с рядом соци­альных норм в силу несовпадения требований нормы с личными интересами, опытом, убеждениями (правовой нигилизм); пренебрежение социальными нормами, усво­ение привычек, норм и принципов, которые не соответ­ствуют общепринятым (например, уголов- ных).

Существует и зависимость девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желае­мых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает на­пряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные измене- ния претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограни- чители, ослабевает вся система социаль­ного контроля.

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относи­тельно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиа- ций. Эти взаи­мосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социаль- ной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, алкоголизм способствует усилению ху­лиганства. В других случаях, наоборот, установ- лена обратная корреляционная зави­симость (уровни убийств и самоубийств).

Нельзя не отметить, что среди различных видов социальных откло- нений широкое распространение получил в последнее время социальный паразитизм в форме бродяжничества, попрошайни­чества и проституции. Для него характерна прогрессирующая устойчивость, пре­вращающая подобное социальное отклонение в образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация сугубо на нетрудовые доходы). Опас­ность этого паразитизма опасна в любой форме. Так, например, люди, занимаю­щиеся бродяжничеством и попрошайничеством, нередко выступают в роли посред­ников в распространении наркотиков, совершают кражи, помогают сбыть краденое.