Смекни!
smekni.com

Развитие личности под влиянием социальных групп (стр. 3 из 4)

Связь воспитанника с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.[11]

2.2. Школа

Поступление в школу – чрезвычайно сложный и ответственный перелом в жизни растущего человека. Меняется ритм жизни, окружающая среда, метод изучения мира. Период начальной школы знаменует завершение формирования нравственного типа ребенка. Здесь решается задача: быть или не быть творческой личности. По словам Лесгафта, школа должна дать наиболее полное развитие разуму ребенка, научить его абстрактно мыслить, проверять полученные результаты математическими методами, развивать его трудолюбие, волевые качества и воспитать человеком, живущим по правде и для людей. В дальнейшем самовоспитание, самоконтроль и самоанализ помогут человеку управлять своим поведением и поступками, чтобы всегда приближаться своему идеалу.[12]

В современной педагогической психологи широко известно С. В. Ковалева, который большое внимание уделял проблемам семейных взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек.

Еще одним важным пунктом социализации в школе является группа сверстников. Существует ряд причин, делающих группу сверстников особенно важной именно для подростков. Общение со сверстниками оказывается важным “каналом информации”, по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых им, по тем или иным причинам, не сообщают взрослые.[13]

Кроме того, общение со сверстниками – это специфический вид деятельности и межличностных отношений. В ходе этого общения вырабатываются навыки специального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности, и т. д.

Одним словом, группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека. Сверстники помогают разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями подросткового возраста; они становятся своеобразной школой жизненного опыта; они дают опыт общения с равными; опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей. [14]

2.3. Уличная среда

Уличная среда, как сфера общения имеет свою особую специфику, которая заключается в формировании криминальной направленности среди молодежи. Один из лучших специалистов в области социологии и психологии несовершеннолетних правонарушителей М. А. Алемаскин считал, что формирование личности этих ребят практически всегда три фактора передают друг другу эстафету: семья, школа и уличная среда.

Практически во всех случаях биография уличного преступника начинается. Практически всегда на следующем возрастном этапе вина ложится на учебное заведение – на школу, училище. После того, как и семья, и школа “сделали свое дело”, на новом витке формирования личности правонарушителя, оно завершается в уличной среде под влиянием неформальной подростково – юношеской группы.

Влияние педагогической практики отклоняющимся поведением считается всякое поведение, связанное с нарушением не только буквы закона, но и важнейших социальных норм, будь то хулиганство, участие в криминогенных группах, проституция несовершеннолетних, бродяжничества, пьянство и наркомания, организация насилия над другими личностями, преследования по национальному признаку, исповедование фашисткой идеологии, религиозный фанатизм, приносящий ущерб не только себе, но и окружающим. Наиболее мощный пласт понимаемого таким образом “отклоняющегося поведения” складывается под прямым и косвенным воздействием профессиональной преступности, “блатного мира”. Наиболее ярко и ярко и непримиримо писал о психологии этого мира Варлам Шаламов. Вот что он говорил о технике вовлечения туда молодежи: … “C застучавшим сердцем входя в это воровское подполье, мальчик рядом с собой видит тех людей, которых боятся его папа и мама. Он видит их кажущуюся независимость, ложную свободу. Хвастливое их вранье мальчик принимает за чистую монету. В блатарях он видит людей, которые бросают вызов обществу. Вместо нелегкого добывания трудовой копейки юноша видит “щедрость” вора, “шикарно” разбрасывающего ассигнации после удачного грабежа. Он видит, как пьет и гуляет вор, и эти картины разгула далеко не всегда отпугивает юношу. Он сравнивает скучную повседневную, скромную работу отца и матери с “трудом” воровского мира, где надо быть, кажется, только смелым. …Мальчик не думает о том, сколько чужого труда и чужой человеческой крови награбил и тратит, не считая, этот его герой. Там есть всегда водка, “план”, кокаин, и мальчику дают выпить, и восторг подражания охватывает его! Вот юноша пьян по- настоящему, вот он уже бьет проститутку – бабу он должен уметь бить! – это одна из традиций новой жизни. Юноша мечтает об окончательной шлифовке, окончательном приобщении к ордену. Это – тюрьма, которой он приучен не бояться. Старшие берут его на “дно”… Вот уже и взрослые воры ему доверяют, а вот он ворует и сам, и сам “распоряжается”. Он давно уже овладел “блатной феней”, воровским языком. Он бойко услуживает старшим. В поведении своем мальчик старается пересолить, чем не досолить. И дверь за дверью открывает блатной мир перед ним свои последние глубины. Вот он уже принимает участие в кровавых “правниках”, “судах чести”, и его, как и всех остальных, заставляют “расписаться” на трупе удавленного по приговору блатного суда. Кто- то сует ему в руки нож, и он тычет ножом в еще теплый труп, доказывая свою полную солидарность с действиями своих учителей. Вот он и сам убивает по приговору старших указанного ему “предателя”. Среди блатных вряд ли есть хоть один человек, который не был бы когда- нибудь убийцей. Такова схема воспитания молодого блатаря из юношей чужого мира. Он хранит блатные тайны, помогает товарищам по ордену, вовлекает и воспитывает юношество и следит за сохранением в суровой чистоте воровского закона ”.

Существуют жестокие обычаи “малолеток”, традиционные порядки “прописок”, бесчеловечная кастовость уголовной среды. Таков этот мир. Как же приходят в него дети?

Как было сказано выше, первоисточник, как правило, лежит в семье. Семья, по материалам Л. С. Алексеевой, разделяется на четыре типа неблагополучных семей. Первый из них отличается конфликтным способом взаимодействия: грубостью, скандалами. Доведенная до предела, конфликтность переходит в аморальность, когда брань, драки, пьянство, измены становятся привычным фоном общения. Это второй тип неблагополучной семьи. Третью группу составляет семья криминального типа. И, наконец, в четвертый тип вошли педагогически несостоятельные семьи. То есть неучастие родителей в организации ведущей деятельности ребенка- дошкольника, дополняемое их деструктивным по отношению к ребенку поведением, то есть их самый весомый вклад в отклоняющееся поведение развивающейся личности.[15]

Следующий этап биографии трудновоспитуемого – это вступление в мир школы. Несомненно, он плохо к нему подготовлен: интересы его бедны, работать с книжкой он чаще всего не умеет, а нервоз не дает ему возможности соблюдать нормы поведения: он чрезмерно возбудим, не в состоянии 45 минут высидеть спокойно, сдержать эмоции, сконцентрировать все свое внимание на учебной задаче. В сущности, это не его вина, а его беда. И только люди, незнакомые с детской психологией, могут уверять, что плохие ученики хотят быть плохими. Их довели до такого состояния. Они, отчаявшись, озлобившись, начали бравировать своей “непригодностью”, зная, что эта бравада нервирует тех, кто наказывает их, кто увеличивает их страдания. И чем больше их наказывают за их “неполноценность”, тем больше у них вырабатывается “стойкое отвращение” к учебе и школе. В большинстве общеобразовательных школ жестко авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и учащихся приводит к отбору послушание. Наиболее отборные отсеиваются в “трудновоспитуемые” и уходят искать путь самореализации в уличные группировки.[16]

Будет справедливым вспомнить также о состоянии “некомпенсированной скуки”, приводящей к насилию и деструктивности. Эти группы несовершеннолетних чаще всего скрадываются по “домовому” или “уличному” признаку. Они немногочисленны – состоят из трех- шести человек. Лидирует в такой группе обычно “крутой” парень, известный связями с уголовным миром, отбывший наказание. Это только прибавляет ему авторитет. От скуки такая группа избавляется, разрушая уличные сооружения, приставая к прохожим и т. д.[17]

Следующей ступенью служат “неустойчивые криминальные группы”. Она может быть уже охарактеризована сложившейся преступной направленностью деятельности. От незначительных правонарушений группа переходит к более энергичным преступным действиям. Основными типами этих групп И. П. Башкатов называет группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов и т. д. Наиболее типичные их преступления: кражи (86,4%), хулиганство (79,8%), грабеж (27,5%), телесные повреждения (25,3%), разбойные нападения (18,4%), изнасилования (14,3%) и др. Большая часть, половина состава таких групп- лица без определенных занятий, которые не работают и не учатся. Четко выявляется лидер и ядро группы, заметно распределение прав и обязанностей. Внутригрупповая структура относительно устойчива и поддерживается соответствующей групповой субкультурой (нормы, правила, традиции, жаргон). Уровень конфликтности очень высок, агрессия направлена не только окружающих, но и на своих “низкостатусных членов”.уровень ориентации на группу значителен, подростки “вне своей группы” себя не представляют, хотя мотивация, как правило, эгоистическая.