СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие и структура жизненной среды.
Экологическая культура 4
2. Пространство и время жизненной среды 10
3. Структура жизненной среды человека 15
3.1. Социально-бытовая среда
3.2. Городская среда
4. Заключение 20
5. Список использованной литературы 22
С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Жизненной средой человечества принято называть весь комплекс предметов и явлений окружающей природой и социальной действительности, с которыми он взаимодействует на протяжении жизни.
Константы человеческого существования реализуются в конкретной природной и социокультурной среде. Природная среда, вне которой невозможна жизнь организма человека, накладывает заметную печать на существование людей не только тем, что она сейчас повсеместно начинает испытывать кризисы, но и тем, что такие ее атрибуты, как пространство и время, непременно обретают социокультурную значимость, социализируясь уже как атрибуты жизнеобеспечения человека.
Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека.
Экология — это не столько биологическая, сколько социальная наука. Если мы хотим выжить и спасти наших детей, мы должны размышлять об этом и менять общество, в котором живем.
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Термин «жизненная среда» охватывает такие частные среды, как природная и производственная среды, среда ежедневных передвижений, среда отдыха и домашняя среда. Все они могут и по своим функциям, и организационно весьма серьезно противоречить друг другу, что, естественно, влияет на здоровье, психику и мироощущение человека, перемещающегося в течение суток из одной среды в другую, как «челнок». Так, труд, протекающий в условиях загазованности или повышенного шума, езда в переполненном автобусе, нерациональная трата времени на очереди и т.д. могут породить стрессовое, депрессивное состояние индивида («усталость от жизни»), препятствующее восприятию даже эстетически прекрасных архитектурных ансамблей, исторических памятников, теплоты человеческих отношений в семье или ближайшем социальном окружении.
Сейчас особенно обострилось положение в природной среде — экологический кризис стал глобальным и требует срочных скоординированных действий правительств всех стран мира. Поэтому на первый план в анализе жизненной среды человека выступают проблемы природопользования.
Человек был и остается в своей основе существом, являющимся частью природы — его организм зарождается, развивается и умирает по законам природы. Природой ему отпущено в среднем 700 тыс. часов жизни, из них на сон, опекаемое детство и беспомощную старость уходит примерно 300 тыс. часов. В оставшееся время человек естественно стремится не только полнокровно жить, но и самоактуализироваться. Но и это мизерное по сравнению с вечностью время сокращается из-за ухудшения природных условий: так, здоровье человека, оказывается, лишь на 20% (приблизительно!) зависит от врачебной помощи, а все остальное в немалой степени определяется тем, каким воздухом дышит человек, как и чем питается, в каком режиме живет. Ухудшение экологической обстановки сказывается и на заболеваниях: в нашей стране у 25—30% детей — хронические болезни, а в экологически неблагоприятных районах заболеваемость детей в 1,5 — 2 раза выше, чем в более благоприятных[1].
Рассмотрим теоретические аспекты этой проблемы. Наукой, изучающей отношения между живой и неживой природой, является экология. Если судить по этимологии слова «экология», то речь должна идти о науке, описывающей наш дом в самом широком смысле этого слова (греч. «ойкос» — дом). В XX веке стало ясно, что без учета преобразовательной деятельности человека вопросы экологии решать невозможно — так появилось понятие «социосфера» (вслед за «биосферой»), включающее в себя техносферу, общественные отношения и культуру. В последнее время выделен термин «антропосфера», описывающий проблемы, возникающие между человеком и природой. С его помощью изучают созданную людьми технику, домашних животных и культурные растения с точки зрения их воздействия на жизнь человека как непосредственных факторов его жизнеобеспечения. Ныне в теории (инвайронментализм) существуют по крайней мере четыре концептуальных направления: консерватизм, охранительная концепция, экологизм и экономизм[2]. Инвайронментальная социология описывает механизм функционирования социоэкосистемы и выявляет структуру социально-экологического процесса, т.е. приспособления организованных человеческих популяций к среде обитания. Механизм этот включает в себя социальную организацию, состоящую из культурной системы, социальной системы и системы личности. В центре внимания теории — взаимодействие природной среды и всего социального комплекса. Социальная организация в целом признается коллективной адаптацией популяции к среде.
В русле логики антропологического понимания жизненней среды дальнейший анализ будет проводиться на основе двух суждений:
1) жизненная, т.е. витальная, среда обеспечивает прежде всего жизнь организма человека и функционирование его психики. Поэтому ныне основным показателем качества жизненной среды выступает характер экологической ситуации; 2) естественными координатами функционирования и развития жизненной среды являются пространство и время, превращающиеся в собственность людей (обладание по праву рождения и по нормам культуры).
Ныне площадь регионов с крайне неблагоприятной экологической ситуацией достигла 17% всей территории Российской Федерации, что примерно равно территории двух Мексик или шести Франций. В 58 городах России выявлено 517 участков радиоактивного заражения. Только в 1992 г. возникало 769 чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 4,7% из них — аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ[3]. Природоохранная деятельность становится одной из жертв экономической целесообразности, и предприятия, прежде всего урезают финансирование экологических технологий. Растет угроза превращения России в мировую свалку токсичных отходов: в 1993 г. 95 иностранных фирм 96 раз пытались ввезти в нашу страну 34 тыс. тонн опасных отходов. Лишь 15% населения страны дышит воздухом, соответствующим гигиеническим нормативам. Только 50% россиян пьют чистую, с точки зрения гигиенических требований, воду. Ниже приводятся данные о регионах с максимальной степенью загрязненности (данные 1992 г.)[4].
Место региона по уровню загрязненности (в порядке уменьшения) | ВОЗДУХ | ВОДА | РАДИАЦИЯ | ||||
1 | Красноярский край | Ингушетия и Чечня | Тульская область | ||||
2 | Тюменская область | Чукотка | Орловская область | ||||
3 | Свердловская область | Калмыкия | Калмыкия | ||||
4 | Челябинская область | Калининградская область | Рязанская область | ||||
5 | Кемеровская область | Архангельская область | Калужская область | ||||
6 | Иркутская область | Томская область | Пензенская область | ||||
7 | Вологодская область | Приморский край | Нижегородская область | ||||
8 | Оренбургская область | Карелия | Челябинская область | ||||
9 | Башкирия | Тюменская область | Свердловская область | ||||
10 | Коми | Курганская область | Курганская область | ||||
11 | Пермская область | Амурская область | Кемеровская область | ||||
12 | Самарская область | Ярославская область | Алтайский край | ||||
13 | Якутия | Красноярский край | |||||
14 | Тюменская область |
Разумеется, знание экологической ситуации еще не означает ее разрешения. Но оно необходимо для принятия грамотных программ федерального и регионального уровней, направленных на снижение опасных тенденций. Однако социальный опыт последних лет показывает, что без борьбы самого населения за чистый воздух, воду и почву власти любых уровней не принимают соответствующих решений, а если они и принимаются, то чаще всего лишь декларативно. Движение «зеленых» в России пока не приобрело политического веса. Дело за активностью граждан, повседневно страдающих от экологически неблагоприятных ситуаций.
До последнего времени в понимании человечеством своего отношения к природе преобладала парадигма господства над ней, ее насильственного преобразования средствами техники ради удовлетворения бесконечно растущих потребностей людей и их обществ. Технический прогресс считался и считается основным путем к благоденствию. Это время породило технократическое мышление, отличающееся узким прагматизмом в решении проблем совместной жизни множества людей. Истощение природных ресурсов, загрязнение среды обитания ставят перед всеми людьми дилемму — либо пассивно продолжать действовать по прежнему «алгоритму» ограбления природы, либо резко менять общее отношение к ней. Таков вызов времени. Творческий ответ на него заключается прежде всего в формировании экологической культуры населения, т.е. знаний, морально-правовой системы, навыков позитивного взаимодействия человека с природой. Ею должны овладеть все — от рядового гражданина до самых верхних этажей власти, принимающих решения в этой сфере. При этом необходимо проводить в жизнь два принципа: 1) культ жизни человека, являющегося не господином, а органической частью природы. Ценность жизни внутренне связана с ценностью всей природы — это взаиморазвивающиеся значимости. «Благоговение перед жизнью» — этот девиз А. Швейцера должен быть основой гуманизации социальной жизни и воспитания экологической культуры у широких масс; 2) защита человека от него самого, от его хищнического отношения к природе. Ж. Дорст говорил, что человек появился, «как червяк в плоде, как моль в клубке шерсти, и выгрыз себе место обитания, выделяя из себя теории, чтобы оправдать свои действия». Широкая гуманитаризация физико-технических теорий в процессе обучения в средней и высшей школе — эффективный путь подготовки людей, способных принимать грамотные и своевременные решения в экологической сфере в своей последующей управленческой деятельности.