Смекни!
smekni.com

Молодёжные субкультуры и средства массовой информации (стр. 2 из 6)

  • «объединяющий фактор;
  • историческая преамбула;
  • иерархия в субкультурной группе;
  • одежда как отличительный признак;
  • артефакты;
  • символы;
  • особые ритуалы;
  • места сборов;
  • отношение к другим молодежным культурам;
  • способы психофизического «погружения» в субкультуру;
  • представления о добре и зле (как внутренние, так и направленные вовне субкультуры)» [Шинкаренко 2005: 149].

Между тем возникла другая проблема ­ необходимость классификации культурных феноменов, определяющей более глобальные принципы их формирования. Учебное пособие «Социология молодёжи» под редакцией В. Н. Кузнецова представляет на обзор несколько точек зрения: «Признав молодежную субкультуру как объективно-обусловленную часть социальной реальности постсоветского российского общества, целый ряд российских исследователей сделали попытку ее типологизации.

А. В. Толстых типологизировал молодежные субкультуры по направлениям деятельности, выделив группы:

- общественно-политические, пропагандирующие определенные общественно-политические взгляды;

- радикалов;

- эколого-этические;

- образа жизни, или собственно неформальные молодежные объединения (панки, хиппи и др.);

- нетрадиционно-религиозные (сатанисты, культовые группы);

- по интересам (филателисты, фанаты и др.).

Известны типологии, в соответствии с которыми субкультуры (вроде наркоманской, уголовной, нетрадиционной сексуальной ориентации, футбольных фанатов, неофашистов, скинхедов и т. д.) представляют собой практически непересекающиеся «молодежные миры», однако для нас очевидным является солидарное сосуществование, например, «золотой молодежи», «розовых» и «голубых» тусовок; наркоманской и уголовной субкультур; неофашистов, скинхедов и футбольных фанатов; «нацболов» (национал-большевиков) и новой контркультуры и т. д.

В соответствии с типологией С. А. Сергеева в молодежной субкультуре выделяются: романтико-эскапистские (хиппи, индеанисты, байкеры); гедонистическо-развлекательные (ройверы, рэпперы и др.); криминальные (гопники, люберы); анархо-нигилистические (панки, экстремистски политизированные правые и левые).

Существует систематизация по степени конформности (А. Башлачев), выделяющая конформные, условно-конформные и нонконформные (протестные) молодежные субкультуры.

В. А. Бабахо и С. И. Левикова в своей типологизации выделяют группы:

- объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. д.);

- ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологдаеский оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);

- аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);

- эстетствующие («митьки»);

- исповедующие культ мускулов и физической силы («качки»);

- криминогенные, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправности деятельности («теляги», гопники, люберы и т.п.).

Типологии молодежных субкультур, отражающие особенности социально-политических процессов, протекающих в России в начале XXI в., очень удачно, по нашему мнению, вписываются в типологию, предложенную известным отечественным социологом и философом С. С. Фроловым.

По принадлежности:

- ингруппы, т. е. такие, к которым молодой человек, ощущает свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что оценивает членов группы как «мы». Общим для таких молодых людей служит то, что они разделяют определенные чувства и мнения, а также почти единодушны относительно сфер активности и целей жизни;

- аутогруппы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие». Несмотря на то что они обладают многими признаками, свойственными любой молодежной субкультуре, есть определенные частные признаки, а также чувства, отличные от чувств членов ингрупп.

По взаимоотношениям:

- первичные, в которых каждый член группы видит в другом индивида и личность; молодые люди интересуют друг друга прежде всего как личности, у них общие надежды и чувства, они полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Группа всегда ориентирована на взаимосвязи ее членов;

- вторичные, в которых контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь дружеские личностные контакты с Другими членами необязательны, все контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Группа всегда ориентирована на цель...

По степени общения:

- малые группы, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым. Для них не характерна ориентация на групповые цели и действия, там групповое мнение выступает в качестве постоянно действующего фактора социального контроля. Они конформны к групповым нормам;

- большие группы, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы. Им присущи рационально целеориентированные действия, контроль за которыми осуществляется сверху вниз, а групповое мнение редко учитывается. Большие группы конформны к политике, проводимой большей частью группы.

Исходя из подобной типологии, а также анализируя долю участия молодого человека в той или иной субкультуре, Левикова разделяет молодежные субкультуры на группы:

- «чистые» («регулярные»), которые становятся самоцелью для молодых людей. Они, как правило, закрыты не только для представителей других поколений, но и для «чужих» вообще;

- «смешанные», или «неполные» («нерегулярные»), участие в которых ­ не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком в формальных социальных институтах» [Кузнецова 2005: 186-188].

К сожалению, ни одна из представленных схем не может определяться как «правильная-неправильная» вследствие постоянных изменений, происходящих в организации и деятельности субкультур. Тем не менее, каждая группа классов по-своему уникальна и охватывает некоторые особенные грани всего организма молодёжных формирований.

Глава III. Некоторые особенности формирования молодёжных объединений

При анализе исследовательской литературы мы рассмотрим те стороны проблемы, которые связанные с причинами объединения самостоятельных индивидуумов в субкультуры.

Как отмечают исследователи, существуют определённые возрастные рамки, когда подросток, вследствие влияния психологических и эстетических факторов, выбирает наиболее предпочтительную ему культуру: «Возрастные особенности молодежи. Юношеский возраст (15-18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). Именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию ­ преодоления социального отчуждения. Естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные, в первую очередь, эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом» [Лисовский 1996: 261].

Отметим также и другие задачи, «выполняемые» молодежными объединениями в отношении своих членов: «...стоит чуть попристальнее всмотреться в сегодняшнюю жизнь мегаполиса, в урбанистические пейзажи, как повсюду увидишь проявления молодежных субкультур, субкультурные выходы. А возле них, как ящерки ­ на выходах кварцевых, греется молодняк, ждет тепла и впитывает его всей своей чувствительной кожей. Здесь, подле субкультурных выходов, обретается защита (включение себя в субкультурную группу, присвоение и освоение групповой идентичности ­ уже сам по себе психологически важный защитный фактор). А если учесть, что защита своих приверженцев декларируется многими субкультурами как важнейшая ценность, то понятно стремление молодого человека примкнуть «хоть куда-нибудь»… Защитная функция субкультуры ­ важнейшая. Но есть и другие. Под субкультурными излучениями полнее реализуется тяга молодых людей к познанию, к освоению мира. Современная реальность, все полнее раскрываемая хай-теком (супертехнологиями), становится с каждым днем сложнее, ее освоение, предложенное школой, также не отличается простотой. Метод же познания в рамках субкультуры прост и надежен в своих результатах: глубина познания достигается за счет значительного ограничения когнитивного (познавательного) объема. Юному «металлисту» положено иметь собственный каталог металлических групп. Он стремится сделать его исчерпывающим, хотя бы на уровне названий групп. Потом расширяет свои знании (ставим это слово безо всяких кавычек!), расписывая составы групп… Когда-то приходит черед осваивать мировоззренческие принципы самых значимых лидеров этого музыкального направления, знакомиться с регионами, где они состоялись как музыканты и т.д. Познание движется в глубину. Познание по такой субкультурной гносеологической карте эффективно, потому что в высшей мере личностно, эмоционально. Здесь же назовем еще одну важную функцию субкультуры: аксиологическую, или этическую. Современные способы коммуникации «столкнули» миры, ранее никогда не соприкасавшиеся. Поэтому на повестку дня выдвинут пусть «сырой» в формулировке, но жизненно важный принцип человеческого общежития: терпимость» [Шинкаренко 2005: 140].

Особое внимание стоит уделить другим исследованиям молодёжи в 21-м веке, а точнее ­ книге В. Козлова «Реальная культура: от Альтернативы до Эмо», представляющей собой сборник очерков, описывающих нормы поведения, увлечения, истоки наиболее распространённых молодёжных организаций. Автор так объясняет слияние личности с группой: «Субкультуры ­ это не что замкнутое и застывшее. Они пересекаются между собой ­ например, рэперы с граффитчиками, а панки со скейтерами. Они развиваются, видоизменяются. У каждой субкультуры есть пик, когда она в моде, когда в неё входят новые толпы молодёжи ­ часто не вникая в смысл, просто потому, что это «модно», потому что там друзья, знакомые , одноклассники. Проходит мода, и остаются только «true» ­ те, для кого важна не внешняя оболочка, а суть, идея. Таких всегда мало, а «позеров», случайных людей ­ большинство, но они-то и делают субкультуру массовой» [Козлов 2009: 7].