Несомненно, взгляд каждого из представленных выше исследователей верен. Но не исключена возможность наличия ещё каких-то особых, неисследованных факторов, влияющих на складывание субкультур из разрозненной массы.
Немаловажным в изучении субкультурных феноменов является вопрос о наличии социальных и культурных (в общем понимании) особенностей, присущих всем без исключения членам любых объединений. Такой ответ даёт «Социология молодёжи» под редакцией В. Т. Лисовского: «На уровне досуговой самореализации молодежную субкультуру отличают следующие черты, распространенные в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности:
1.Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию <…>, в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.
2.«Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении<…>
3.Приоритет потребительских ориентации над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах<…>
4.Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе).
Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов<…>. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения.
5.Внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения<…>. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы наиболее эффективного культурного коммуникатора.
6.Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Эта тенденция<…> обусловлена не только вестернизацией массового молодежного сознания, но и характером гуманитарной социализации в ее институциональных формах. Интериоризация норм и ценностей, проходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной модели воспитания, в любом случае вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует» [Лисовский 1996: 264-265].
Заметим, что приведённая цитата отмечает наличие лишь отрицательных черт, присущих далеко не всем объединениям. Таким образом, исследователи предполагают существование субкультур как деформирующих подростковое сознание в условиях социального и этнокультурного развития, служащих базой формирования гражданина России.
К совокупности характерных черт, о которых было сказано выше, авторы исследовательских работ нередко прилагают явление криминализации как отдельных личностей, входящих в состав субкультур, так и некоторых объединений в целом. Этот вопрос вызывает множество дискуссионных споров, но сам факт присутствия девиантного поведения в молодежной среде сомнению не подлежит. Так говорит об этом процессе В. Луков в своей статье: «Истоки этого процесса [криминализация молодёжных субкультур] носят общесоциальный характер.<…>Часть вернувшихся из мест заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера. В середине 1990-х годов в России по официальным данным насчитывалось более 5 тыс. таких групп. Такого рода группировки, а в еще большей мере носители тюремного опыта важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.
Из этих ориентиров особое значение имеет культ физической силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных ценностей.<…>
Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей.<…> Субкультурными признаками такого рода групп становятся конкуренция накаченных мышц (искаженная форма бодибилдинга), тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях одежда, довольно часто золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии преступного мира.
Нередко солидарность криминальной молодежной группы укрепляется совместными действиями по «оздоровлению» общества» [Луков 2002].
Тем не менее, данный факт не позволяет нам приравнивать каждого члена неформальной организации к «возможному» преступному элементу. Представленное утверждение подкрепляется цитатой из статьи участников вузовской конфереренции в г. Ставрополь: «В современной России возникают явные антисоциальные молодежные движения. Это вызывает беспокойство, как со стороны официальных структур, так и со стороны представителей общественных движений. Особое опасение вызывают радикальные молодежные организации. Серьезный общественный резонанс получили выступления скинхедов в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах России. Однако рассматривать молодежные субкультуры исключительно как девиации было бы ошибочным. Отсутствие взвешенной политики может привести к необратимым последствиям, однако все попытки со стороны государства и общественных движений создать некое общероссийское молодежное объединение, наподобие пионерской организации, пока реального воплощения не находят» [Булгакова 2008].
Вопрос «Что такое субкультура?» остаётся открытым. Исследования субкультур в культурной среде России всегда актуальны, так как результаты с течением времени будут изменяться в соответствии с постоянным обновлением общества, изменением его приоритетов. Что же касается изученности проблемы, на данный момент остаётся много спорных моментов, где присутствуют и стереотипное отношение к молодёжным формациям, и невозможность осознать их как особую социальную ячейку, члены которой связанны между собой не только желанием «потусить» и выделиться. Задача культурологов, социологов не только изучать, но понимать, помогать, исправлять. В заключение приведу цитату В. Козлова, в своей книге в главе «Outro» сказавшего: «Субкультуры, при всей своей массовости, остаются меньшинством, на которое большинство в лучшем случае поглядывает с иронической улыбкой, а в худшем относится к нему с ненавистью и презрением. И те, кто выделяется из толпы, не похож на других, всегда интереснее безликой общей массе.
То же самое происходит и в России, где ситуация с молодёжными субкультурами сегодня мало чем отличается от других стран разве что более жёстким отношением большинства к субкультурным меньшинствам (но это и понятно на массовом уровне неформальные объединения молодёжи здесь появились относительно недавно). Те субкультуры, что здесь прижились, занимают свои прочные позиции, а всё новое благодаря Интернету и глобализации доходит уже не с опозданием в несколько лет, а практически сразу. Правда, и шансов на то, что Россия станет родиной какой-то особой субкультуры, которая распространится в другие страны, не слишком много. Скорее всего, будет продолжаться локализация импортированных субкультур» [Козлов 2009: 350-351].
Часть II. Молодёжные культуры и СМИ
Прежде чем приступить к изучению проблемы, совместим понятия «молодежная субкультура» и «молодёжное объединение». По «Большому толковому социологическому словарю» Дж. Джери, субкультура – это система убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определённой культуры [Дж. Джери. Большой толковый социологический словарь. Том 2. Пер. с англ. 1999. Стр. 308. ] . Объединение, как таковое, предполагает формирование общности заинтересованных конкретной целью/идеей людей. Таким образом, мы наблюдаем пересечение двух определений в «стремлении к чему-либо». Эта точка и становится ключевым фактором их [понятий] отождествления. Теперь обратимся к проведенным исследованиям.