Смекни!
smekni.com

Молодёжные субкультуры и средства массовой информации (стр. 4 из 6)

СМИ акцентирует внимание общественности на трёх главных, по их мнению, вопросах, касающихся субкультур: «Почему они такими стали? Что они хотят выразить через свой образ? Опасны ли они для окружающих?» Единственно верного ответа не существует: человеческое восприятие вариативно. Тем не менее можно выделить следующую, присущую всем без исключения интернет- и печатным изданиям точку зрения на данную проблему:

- Человек (чаще всего подросток) становится приверженцем субкультуры, в быту именуемым «неформал», вследствие неудовлетворённости собственной жизнью или же под влиянием конфликтов/напряжения, возникающего от контакта с окружающими. Т. е. появляется необходимость заменить существующий несовершенный мир собственным, возможно идеализированным, но подконтрольным.

- Использование нестандартной атрибутики, броский внешний вид подразумевает ярко выраженное противопоставление частной системы поведения общепринятой. У определённых субкультур демонстрацией различия между группами также может служить проявление агрессии.

- Молодёжные объединения разделены на два лагеря, где первый ­ совокупность несамостоятельных, закомплексованных людей, чьи негативные эмоции перерастают в акты мазохизма, и вторые, стремящиеся перенести часть несостоятельности своего «я» в виде прямого насилия или вандализма на наиболее незащищённые единицы: памятники, рукотворные сооружение, конкретный народ/нация.

В России данные представления о субкультурах во многом подкрепляются фактами, которые преподносят СМИ. Пример: «Страшное преступление, совершенное петербургскими неформалами в середине января, раскололо общество на две части. Одни считают, что убийцы и людоеды существовали во все времена, и молодежные течения здесь ни при чем. Другие уверены, что предпосылки к насилию и каннибализму заложены в самой субкультуре готов» [ Арсеньев А. «Готы: людоеды или жертвы СМИ?» // Балтийское Информационное агенство «BaltInfo.ru». 2009. http://www.baltinfo.ru/stories/n76341 ],«Сначала я думала, что это дань моде, ведь сейчас столько этих эмо, готов и прочих молодежных групп, и со временем это пройдет. Но теперь мне кажется, что новые друзья дочери плохо на нее влияют. Я не знаю, как относиться к этим переменам, но чувствую, что теряю своего ребенка. Очень настораживает печальная статистика, когда в очередной раз слышу, что девочка-эмо покончила с собой и так далее» [ «Подростковые субкультуры: синдром одиночества» // Интернет-портал «Chel-Week». 2009. http://chel-week.ru/29467-podrostkovye-subkultury-sindrom-odinochestva.htm ], «Одной из специфических черт российской молодежной культуры является американизация культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. В сознании подростков все большее место занимают прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и влиянию моды, а не собственному выбору или советам родителей!» [ Рыжкова И. А. «Молодёжные субкультуры» // Интернет-портал «Образование Урала». 2009. http://uraledu.ru/node/26423 ]. Анализ данного материала выявляет определённую поверхностность изучения проблемы: авторы отталкиваются от единичных случаев, отрицательных по своему характеру.

Ознакомившись со следующими примерами: «2 июня 2008 года в Государственной думе состоялись парламентские слушания по поводу "Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ...». К сожалению, полный текст концепции не опубликован, однако есть «Краткое описание концепции», в котором, помимо прочего, готы и эмо, наряду с подростковыми криминальными группами и скинхедами, названы «социально-негативными молодежными течениями», которые «дают существенный вклад в преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних, они несут серьезный риск детских суицидов» [ Гущин В. «О субкультурах, «неформалах» и экстремистах» // Информационно-аналитический центр «СОВА». 2008. http://xeno.sova-center.ru/45A2A39/B38F9AE?pub_copy=on ], «Опасны те субкультуры, которые предлагают употребление психоактивных веществ в подростковой группе как средство коммуникации и групповой идентификации. Часто в статьях о «звездах» встречаются сведения об употреблении наркотиков как о неотъемлемой части их жизни, тогда для ребят возникает ощущение нормы, обыденности потребления психоактивных веществ. Для того, чтобы не допускать этого родители регулярно должны интересоваться жизнью ребенка, разговаривать с ним, чтобы ребенок всегда чувствовал себя нужным» [ Насыбуллина Г. «Для чего подросткам субкультуры?» // Электронная газета Республики Татарстан «Intertat.ru». 2009. http://www.intertat.ru/clauses/?pid=9260&lang=ru/ ], ­ выстраиваем типичную схему, описывающую процесс коммуникации между СМИ и обществом на тему «неформалов»:

Происшествие, косвенно или же напрямую связанное с молодёжью → необходимая привязка действующего лица к субкультуре → публикация созданного на этой базе материала → как следствие, возникновение опасений в обществе, предполагающего возможность повторения ситуации → формирование специфического отношения к каждому из видов объединений, навешивание «ярлыков».

Ошибка представленной поэтапной системы заключается в отсутствии в диалоге третьей стороны, непосредственно являющейся объектом суждений, ­ т. е. собственно молодёжных организаций.

Однако не все информационные издания придерживаются стандартной схемы. Нейтральным в своих оценках является тип статей, авторы которых ставят своей задачей просветить читателей об истоках и дальнейшем развитии молодёжных культурных формаций. Пример: «В Россию граффити пришли из Прибалтики. В конце 80-х годов в Риге расписывал стены Рижский Крыс, в Калининграде ­ Макс-Навигатор. Традицию переняли: в конце 90-х у нас стали появляться свои райтеры и их команды» [ Малахова Н. «Стенограмма города» // Газета «Новая Газета». 2007. №75 ], «Разыскивая информацию о готической субкультуре в рунете, я, по воле случая, смог познакомиться с готами, непосредственно являющимися представителями этого направления в России. Итак, с помощью виртуального общения, я задавал им вопросы и получал на них соответствующие подробные ответы. Мои собеседники: Виталий «Blazon» и Екатерина «Black Cat» [ Каримов H. «Черно-белая Готика» // Журнал «АиФ Я хочу всё узнать!». 2005. №23 ]. Последняя цитата представляет собой достаточно редкое явление обзора молодёжного объединения непосредственно через связь с его представителями (т. е. тот самый промежуточный этап, о котором говорилось ранее). Выделяем тот же минус (неизменно существующий в абсолютно любой теме, подлежащей обсуждению) ­ материал строится на основе единичного мнения, возможно оппозиционного другим «неформалам».

Следует отметить присутствие в СМИ особого вида публицистики, к работе в котором привлекается категория так называемых «свободных аналитиков»: внештатных сотрудников изданий, блоггеров, отдельных граждан, имеющих собственную точку зрения. Пример: «Что касается культуры эмо, так на ум из прошлого приходит Фаринелли-кастрат (Карло Броски 1705-1782, кастрат-сопранист, который внешне имел и женские и мужские черты) - легендарный певец, от громкого голоса которого эмоциональные женщины падали в обморок» [ Новиков А. «Субкультуры» // Интернет-газета «Gazeta.kz». 2008. http://zhurnal.lib.ru/n/nowikow_a_l/emo.shtml ]. Оригинальность автора ­ крайняя степень насмешки над объединениями, постепенно переходящая в презрение. Здесь делается упор не на исследование темы, а на возможность сформировать у групп людей особое отношение к «неформалам» как к комичному, наделенному вульгарностью культурному явлению.

Особое внимание уделяется изучению проблематики молодежных объединений с позиции социологии и психологии. Цель таких материалов ­ выявить причины формирования особых культурных явлений, оценить степень их влияния на жизнь современного человека. Примеры описанных работ: «Но, кроме стремления к независимости, каждый подросток нуждается еще и в том, чтобы быть понятым, принятым и позитивно оцененным другими людьми. К сожалению, эта цель не всегда достижима: значимые взрослые часто бывают им недовольны, не одобряют его поведение и личность в целом» [ Корчагина Ю. «Подросток и субкультура» // Газета «Здоровье детей». 2008. №24. http://zdd.1september.ru/view_article.php?ID=200802411 ], «В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам» [ Луков В. А. «Молодежные субкультуры в современной России» // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/4/index.php?sphrase_id=1271 ]. В данных примерах наблюдается строго профессиональный подход к работе, когда автор действует вне критики и оперирует не эмоциями и собственным ощущением, а фактами и аналитическим взглядом.

Именно отсутствие независимого, избавленного от всего «личного» мнения и избрание единичного контакта, на основе которого строится модель отношения, становятся причиной вынесения большинством СМИ обвинительного приговора культурным феноменам, т. е. последние признаются общественной проблемой. Наряду с «политическим мифом» проявляется «миф культурный». И как следствие ­ конфликт молодёжи и общества.