Смекни!
smekni.com

Молодёжные субкультуры и средства массовой информации (стр. 5 из 6)

Взрослые граждане (в особенности родители) ­ это поколение, принадлежащее несколько другому этапу развития России. Культурные ограничения, политический режим ­ всё оказывало влияние на воспитание. В последующем времени возникает неприятие новых систем ценностей, создающих предпосылки к формированию целей, отвечающих на запросы своего периода. В результате, совокупность различий перерождается в совокупность противоречий. И, как говорилось ранее, личность, ограниченная в свободе (ребёнок), создаёт собственный мир, отвечающий личным требованиям. Так описывают возникновение субкультур пресса и общество. Однако несмотря на соответствие этой теории реальности, ошибочно исключают присутствие других не менее важных причин зарождения объединений и последующих вступлений в них молодёжи. Редко учитываемая важная составляющая ­ стремление к разнообразию, поиск новой ниши, предоставляющей возможность самореализации. Если же субкультура создана, активным становится фактор интереса, так как человек по своей природе исследователь, экспериментатор. Желание познать уже не является следствием противоречий, а значит ­ несущий позитивную окраску принцип зарождения субкультур. Другой, не менее существенный фактор влечения подростка/ребёнка к молодёжным объединениям ­ вкусовой признак (музыка, танцы, стиль одежды и т.п., НО не нормы поведения). В обществе наблюдаются случаи ошибочного наложения образа «неформала» на человека, не являющегося таковым, складывая мнение о нём через череду его вкусов, предпочтений, или же наоборот ­ отождествления приверженца субкультуры с «обычным» человеком, если он не использует приёмы нестандартного вызывающего поведения или эпатажный внешний облик, атрибутику. Пример: «Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки и считать, что поступают как истинные металлисты, не понимая что это движение основано в первую очередь из тех, кто отдает предпочтение определенной музыке» [ Насыбуллина Г. «Для чего подросткам субкультуры?» // Электронная газета Республики Татарстан «Intertat.ru». 2009. http://www.intertat.ru/clauses/?pid=9260&lang=ru/ ]. Данная цитата также подтверждает теорию о стандартной схеме материала: оказывая влияние на общественное мнение, информационные источники способствуют обновлённому притоку в субкультуры молодых людей с изменёнными представлениями о правилах поведения, образе жизни структуры. Вследствие этого конкретное объединение начинает делиться на действительное (так называемое «true» от англ. «правильный») и недействительное ( «не true», «позеры»). Образующиеся ответвления (и true и не true) либо нейтрализуются, в связи с изменением ценностных ориентаций, либо способствуют популяризации субкультуры, что не входило в первоначальную задумку её участников.

Ознакомимся с оценочными характеристиками СМИ. Прослеживается стереотипное использование определённых сложившихся ассоциаций по отношению к тому или иному объединению. Пример: «Крайнюю нетерпимость разработчики концепции проявили к эмо и готам (молодежные субкультуры, которые характеризуются преобладанием черных тонов в одежде, использованием пирсинга и депрессивным восприятием действительности). По степени общественной опасности они приравнены к скинхедам, футбольным фанатам, нацболам и даже к антифашистам» [ Козенко А. «Вертикаль детства» // Газета «Коммерсантъ». 2008. №94 ]. Чёрное, кладбище, самоубийство, пессимизм ­ перечень слов, наиболее часто употребляющихся изданиями в материалах, посвящённых готической и эмо-субкультуре. «Бритая под единичку голова, бутылка пива в руке, кепарь, белые носки, мастерка, трико или шорты с надписями «абибас» и «рита». Самодовольное выражение лица, борзый взгляд. Из общей массы жиганы сильно выделяются ­ гопника видно сразу. Да и среднестатистический человек так не одевается» [ Паршиков А. «Гопники ­ тоже субкультура?» // Волгоградская информационно-развлекательная молодёжная газета «Молодой. Свежее решение». 2009. №49. http://www.molodoi-gazeta.ru/article-4361.html ], «Любимый вид времяпровождения у скинов - напиться пива или водки и идти охотиться на какого-нибудь темнокожего студента» [ Рыжкова И. А. «Молодёжные субкультуры» // Интернет-портал «Образование Урала». 2009. http://uraledu.ru/node/26423 ]. Приведённые выписки определяют способы выделения из массы представителей молодёжных объединений и предполагают через пренебрежительно-вульгарный тон статей закрепить за неформалами статус «опасные». Главными критериями выявления служат стиль одежды (внешний вид в общем) и деятельность, антиобщественная или же просто невозможная в совместном употреблении со словом «обыденная». Метод определения не является универсальным, тем не менее, на его основе практически всё молодое (частично и взрослое) поколение отмечается штампом.

Каждая из субкультур спецификой интересов и этики диаметрально противоположена соседней, а значит, конфликтна. Человек, не позиционирующий себя как член объединения, становится синонимом «обычного» и имеет положение привилегированного, практически не затрагиваемого представителями объединений. Но анализируя СМИ, отмечаем всё те же единичные случаи конфликтов между толпой и «неформалами», в дальнейшем только усугубляющие предвзятость отношения первых к всей общности последних. Пример: «Существо презрительно хмыкнуло и, сощурив глаза, отчеканило: «В наше время нельзя быть вне субкультуры - хоть бы в рэпперы пошел, они тоже ничего, на гота ты откровенно не тянешь, на крайний случай в гламуры иди - это для всех, лишь бы деньги были...» [ Новиков А. «Субкультуры» // Интернет-газета «Gazeta.kz». 2008. http://zhurnal.lib.ru/n/nowikow_a_l/emo.shtml ]. Рассмотрим данную цитату как основу той политики молодёжи, которая носит девиантный характер, обеспечивающий увеличение пропасти между обществом и объединениями. Некоторые молодые люди испытывают всплеск эгоизма, гордости, ощущая свою якобы независимость от окружающих. Представленные черты личности являются дисконтактными, вследствие проявления которых молодёжь воспринимается агрессивной и отрицающей толерантное отношение к другим людям.

Однако некоторые интернет-издания регистрируют явления «положительного» диалога, возникающего между молодёжными формациями и общественностью: «Впервые в истории один из высших руководителей Российской Федерации посетил развлекательный телеканал «Муз-ТВ», чтобы вручить награды рэперам и другим выдающимся деятелям отечественного хип-хопа, ставшим победителями в программе «Битва за Rеспект: Начни сегодня!». Вот они-то, рэперы, и выразили премьер-министру свое уважение в столь неформальном виде... Владимир Владимирович тоже не скупился на респекты. Он очень тепло отозвался о «грубоватом, но уже наполняющемся социальным содержанием рэпе». О граффити, «которое становится тонким и изящным искусством», о брейк-дансе... Дело в том, что конкурс был посвящен здоровому образу жизни. И, по мнению премьера, рэперы в пропаганде физического и духовного здоровья преуспели: «Вот это действительно пропаганда здорового образа жизни, потому что вообще трудно себе представить, чтобы брейк-данс был как-то связан со стаканом или наркотой»» [ Юрьева Е. «Послание к рэперам... в 12-й год» // Газета «Советская Россия». 2009. http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=56488 ].Приведенная цитата демонстрирует частичное принятие массами, чьё мнение выражает высокопоставленное государственное лицо, норм поведения и результатов творческой деятельности определённой молодёжной субкультуры (в данном случае ­ хип-хоп-культуры). Происходит это по естественным причинам: представители указанного выше направления не ведут асоциальный образ жизни, способствуют развитию спорта и, что немаловажно, выносят свою жизнь на публичное мнение (что,собственно говоря, и демонстрируется шоу «Битва за Rеспект»).

В молодёжной среде такой процесс социализации принято называть эмоционально окрашенным словом «опопсение», т.е. часть молодёжи воспринимает позитивные отношения собственной культуры с обществом недопустимыми, ставящими под угрозу само понятие «субкультура». Происходит переосмысливание системы убеждений. Это во многом способствует нарушению любых видов коммуникации, а также способствует размежеванию молодёжного объединения: часть членов стремится к контакту с теми, кто «вне», остальные же становятся в оппозицию, отрицая присутствие первых как «неформалов». Именно поэтому в СМИ сформировался тип статей, авторы которых, будучи «бывшими», желают ответить окружающим на вопрос «Что значит быть «нефором»?»: «Сколько я общался с таким контингентом, но по-настоящему ярких и необычных людей среди ниферья я встретил очень мало ­ по пальцам пересчитать можно. Основная масса ­ тривиальные тусовочные и непомерно амбициозные существа, играющие в непризнанных гениев или пародирующие жизнь своих кумиров. Конечно, есть люди с интересными творческими задатками, но они их «во безумии пьяных застолий» протарчивают. А вызывающе одеваются неформалы исключительно для того, чтобы на них все обращали внимание. Хотя выделяться нужно прежде всего мозгами. Не нравится мне также их поведение в общественных местах. Ведут себя нифера шумно и безобразно. После обильных возлияний зачастую горланят песни, оставляют мусор ­ бутылки, окурки, шприцы и иногда… кондомы. Снова оговорюсь (дабы вновь не быть заподозренным в необъективности): плохо себя могут вести и обычные люди! Но в данном случае я говорю именно про неформалов» [ Паршиков А. «За что я не люблю неформалов» // Волгоградская информационно-развлекательная молодёжная газета «Молодой. Свежее решение». 2006. http://www.molodoi-gazeta.ru/article-1680.html ]. Приведенная цитата наполнена более всего эмоциональным описанием, личным недовольством молодёжью, нежели качественным содержанием. Материал рассчитан на непросвещённую аудиторию, которая в дальнейшем должна отказаться от контакта с субкультурами. У же самих представителей объединений статья вызовет возмущение, которое только усугубит общественную напряженность.