Смекни!
smekni.com

Основные эстетические концепции в социологии (стр. 4 из 4)

Концептуализм обладает имманентной социальностью, что дает основание его теоретикам утверждать, что «социология может рассматриваться как частная дисциплина современной эстетики».

Социологический концептуализм как методология социального познания имеет дело не с социальной реальностью, а с идеями социальной реальности. Сама социальная реальность является лишь исходным импульсом, провокативным поводом, источником тем и проблем для социологического концептуализма. Для него рассуждения мало соотносятся с реальностью. Но это и не является его целью. Это искусство на социологическом материале. Поэтому оценка должна быть эстетическая.

В рамках социологического концептуализма мышление осуществляется социологическими образами, когда отдельное социальное явление формируется как образ и художник работает с идеями-образами, играет с ними, смотрит что с ними происходит, если распространить частную идею на всю систему. Согласно Бодрийяру «радикализация гипотез является единственно возможным методом».

Надо сказать, что сам концептуализм является своеобразным языком. Как объясняют задачу концептуализма его теоретики, концептуализм стремится изучить соотношение реальности и наименования этой реальности. Сама реальность тоже называется, но собственным языком, вернее соответствующей ей системой символов и значений. Получается, что на самом деле сопоставляется не реальность и ее наименование, а язык, репрезентирующий реальность и язык, репрезентирующий наименования, обозначение (некое второе существование реальности в обозначении, описании, назывании и т.д.). Причем задачу такого сопоставления концептуализм решает художественными методами, или методами, которые имеют эстетический статус, художнический смысл.

В концептуализме сам язык общения наполнен множеством символов с заранее определенными конвенциональными значениями, является частью художественного пространства, т. е. частью эстетики концептуализма. Здесь сфера эстетики и социологии совпадают. Социология поясняет механизм формирования социальности с помощью языка, а концептуализм сам процесс функционирования языка рассматривает эстетически, придавая ему художественный смысл.

Концептуализм шире социологии, поскольку он воспримет социологическую интерпретацию, поглощая ее как художественный текст. Социология же, если это не концептуалистская социология, не может принять в свое лоно концептуалистскую интерпретацию языка своих художественных интеракций.

Социология концептуализма может рассматривать концептуализм в языке академической науки и не вовлекаться в художественное пространство концептуализма. Разобраться в социальной природе концептуализма вполне достойная и интересная творческая задача, и, возможно, она найдет своего автора.

Концептуалистская социология может рассматриваться как разновидность эстетики и рассматриваться двояко: как художественный текст и как социологический, в его постмодернистском контексте. В этом случае социологический текст подчиняется логике концептуализма и интерпретируется эстетикой концептуализма. Такое и должно быть к нему отношение. Если не понимать этого, то тексты концептуалистской социологии могут восприниматься неадекватно, без необходимого понимания имманентной иронии заложенной в них, как результат художественно-научного воображения (фантазии). Когда силой этого воображения ученый-художник сам творит социальный объект из результатов абсолютизации различных тенденций реального общества и сам интерпретирует его, этот несуществующий объект, вернее существующий как концепт, идеально, виртуально. Если читатель знаком с эссе Бодрийяра «Прозрачность зла», он поймет о чем идет речь.

Одним из методологических подходов, позволяющих социологически интерпретировать опыты акционистов - это этнометодология. Система опытов под общим названием «гарфинкелинг» очень напоминает перфомансы и акции. В свою очередь акции можно понимать и интерпретировать как «гарфинкелинг».

Социолог-концептуалдист стремится понять общество не в терминах рациональной логики, а, подбирая метафоры, чтобы раскрыть ощущение общества и отельных его явлений. Вот почему Бодрийяр использует десятки метафор, чтобы охарактеризовать массу в своем эссе «В тени молчаливого большинства». Общество для Бодрийяра отсутствует, что дает ему основание заявлять о конце социологии, как науке об обществе. Социология в классической ее форме, по мысли постмодернистов, является наукой об обществе модерна, в постмодерне социология теряет свой объект. По мнению А.В. Гулыги, в постмодерном обществе социология не исчезает, а преобразуется в метаэстетическую теорию [5, с.154].

Заключение

Тонкое сочетание науки и искусства в концептуалистской социологии отражает парадоксальное сочетание рационального и иррационального в современном обществе. Магическая эпоха для своего понимания требует магического языка, который формируется на стыке социологии и эстетики.

В современной эстетике особое внимание уделяется традиции нарушения, выхода во «вне эстетических и художественных нормы», т.е. маргинальному или наивному творчеству, которое часто приобретает статус эстетического спустя долгое время (примерами такого творчества художников, музыкантов, литераторов история культуры изобилует). Многообразие эстетических теорий и концепций современной эстетической науки свидетельствует о качественно новом, по сравнению с классическим периодом, развитии эстетической мысли. Использование опыта многих гуманитарных наук в современной эстетике свидетельствует о большой перспективе этой науки.

Для эстетических учений характерно стремление связать эстетику с той или иной конкретной наукой: психологией (Г.Фехнер, Т.Липпс), физиологией (А.Грант-Аллен, В.Вельямович), психоанализом (З.Фрейд, Ж.Лакан), социологией (М.Гюйо, Ш.Лало), семиотикой (Ч.Моррис, У.Эко), математикой (Дж. Биркгоф) и т.д. [12, с.97].

Социология в своей практике активно опирается на эстетический опыт, ее тексты часто превращаются в современные арте-факты, эстетические объекты, требующие эстетико-герменевтического анализа, в некие пропедевтические фрагменты виртуальной «игры в бисер» (по Гессе). Cегодня достаточно ясно наметились тенденции перерастания ее в некую гипернауку, которая постепенно втягивает в себя основные науки гуманитарного цикла: филологию, теоретическое искусствознание, отчасти культурологию, семиотику, структурализм, и активно использует опыт и достижения многих других современных наук. Особое место в современной эстетике отводится наивному, маргинальному искусству как индивидуации эстетического.

Список использованной литературы

1. Бычков В. В. Эстетика. - М.: Гардарики, 2005.

2. Бычков В.В., Бычков О.В. Эстетика / Новая Философская Энциклопедия. Т. 4. - М.: Вагриус, 2001.

3. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. - М.: Знание, 1968.

4. Гильберт К.Э., Кун Г. История эстетики. - СПб.: Питер, 2007.

5. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксикологии. - СПб.: Герда, 2007.

6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

7. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие. М., 1996.

8. История эстетической мысли. В 6-ти т. - Т. 6. - М.: Искусство, 2001.

9. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб.: Лань, 1997.

10. Киященко Н.И. Эстетика - философская наука. - М.: Вильямс, 2005.

11. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Герда, 2007.

12. Социологический энциклопедический словарь, под. ред. Г.В. Осипова.- М.,1998.