Смекни!
smekni.com

Основные эстетические концепции в социологии (стр. 1 из 4)

Оглавление

Введение. 3

1. Понятие эстетики, проникновение эстетических идей в социологию.. 4

2. Основные эстетические концепции в социологии XIX в. 10

3. Основные эстетические концепции в социологии XX в. 13

4. Концептуальное искусство как эстетическая концепция в социологии. 18

Заключение. 21

Список использованной литературы.. 22

Введение

Современной культуре свойственна тенденция восприятия действительности как эстетического феномена в многообразии его новых модификаций. Наблюдается развитие междисциплинарной структуры эстетики и открытость эстетики для вопросов, не связанных с искусством. Причем междисциплинарная структура эстетики оценивается как положительно (например, В.Вельш, О.Марквард, Н.Маньковская), так и отрицательно (Ж.Бодрийяр, П.Слотердайк).

Междисциплинарность эстетики предполагает экстраполяцию эстетического знания в социальную область. Уже в трудах И.Канта рассматриваются основы нашего знания, и показывается, что оно в элементарном и конститутивном смысле эстетично. Заложив основы эпистемологической эстетизации, И.Кант ввел эстетическое в центр знания и истины. Через сто лет эта тема была продолжена Ф.Ницше, автором парадигмы понимания эстетики как основы жизни, истины и знания. Эстетика становится горизонтом существования. Если традиционно эстетическое понималось как подчиненное реальному, то в процессе универсализации эстетического переворачиваются привычные отношения понимания элементарных и всеобщих явлений действительности.

Целью данной работы является рассмотрение основных эстетических концепций в социологии.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- Дать понятие об эстетике и проникновении ее в социологию

- Раскрыть основные эстетические концепции в социологии XIX и XIX веков.

- Рассмотреть концептуальное искусство как эстетическую концепцию в социологии

1. Понятие эстетики, проникновение эстетических идей в социологию

Эстетика (от др.греч. «чувствовать») - наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее - с его духовной Первопричиной, для верующих - с Богом. Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т.п. Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство [1, с.9].

Эстетический опыт с глубокой древности был присущ человеку и получил свое первоначальное выражение в прото-эстетической практике архаического человека - в первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного употребления и т.п. В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни. Однако уже в древней Индии, древнем Китае, древней Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления. Концепции возникновения космоса означает помимо мироздания украшение, красоту, упорядоченность) из хаоса, попытки осмысления и описания красоты, гармонии, порядка, ритма, подражания в искусстве (мимесиса) фактически стали первым этапом рефлексии эстетического сознания, первыми шагами к возникновению эстетики. Вполне закономерно, что эстетика как наука возводит свою историю именно к этим опытам древней мысли по постановке проблем, вошедших в Новое время в поле ее зрения.

Основная терминология и главные понятия эстетики в европейско-средиземноморском ареале сложились в Древней Греции и затем в той или иной форме развивались до появления собственно дисциплины эстетики. К ним относятся такие термины и понятия как красота, прекрасное, возвышенное, трагедия, комедия, катарсис, гармония, порядок, искусство, ритм, поэтика, красноречие, музыка (как теоретическая дисциплина), калокагатия, канон, мимесис, символ, образ, знак и некоторые др. Не все из них в древности имели тот смысл, в котором их употребляет современная эстетика, однако культурно-исторический процесс привел к ХХ в. большую часть из них в смысловое поле эстетики, а их этимология дает возможность более рельефно выявить их современное значение в семействе родственных семантических обертонов.

Исторически в центре эстетики всегда стояли две главные проблемы: собственно эстетического, которое чаще всего осмысливалось в терминах красоты, прекрасного, возвышенного, и искусства, понимавшегося в древности в более широком смысле, чем новоевропейская категория искусства.

Эстетика как философия искусства и прекрасного - традиционные клише классической эстетики, восходящие к античности. Из текстов древнегреческих философов (Платона, Аристотеля, стоиков, Плотина) и теоретиков различных искусств (красноречия, музыки, архитектуры) следует, что проблема красоты (в ее структурных принципах гармонии, порядка, меры, ритма, симметрии и др.) решалась, как правило в онтологической сфере и напрямую была связана с космологией. В теориях искусств на первое место выдвинулось понятие мимесиса (подражания) во всех его модификациях - от иллюзионистского копирования форм видимой действительности (особенно в живописи - Зевксид, Апеллес, Эвфранор) до «подражания» идеям и эйдосам ноэтического мира. Художественная практика имплицитно выработала принцип антропной пластичности в качестве основы эстетического сознания, распространяющийся на весь универсум. Античный космос и мир идей - пластичны, что открывало возможность конкретно чувственного выражения, то есть сугубо эстетического опыта.

Выделяют 2 основных способа исторического бытия эстетики:

- эксплицитный

- имплицитный

К первому относится собственно философская дисциплина эстетика, самоопределившаяся только к середине XVIII в. в относительно самостоятельную часть философии.

Имплицитная эстетика уходит корнями в глубокую древность и представляет собой полутеоретическое свободное осмысление эстетического опыта внутри других дисциплин (в философии, риторике, филологии, богословии и др.). Имплицитная эстетика существовала (и существует ныне) на протяжении всей истории эстетики; условно в ней можно выделить три основных периода: протонаучный (до середины XVIII в.), классический, совпадающий с развитием классической философской эстетики (середина XVIII-XIX вв.) и постклассический (с Ницше и до наст. времени).

С середины XIX в. в европейской культуре на первый план выходят позитивистские и материалистические тенденции, в русле которых эстетика романтиков и их последователей представлялась антинаучной архаикой. Однако уже со второй половины XIXв. в качестве реакции на позитивизм появилась эстетика символизма, во многом продолжившая традиции романтизма. Концепция художественного символа как сущностного посредника между материальным миром и плеромой духовного бытия стоит в центре внимания эстетики символизма, которая осмыслила все истинное искусство как исключительно символическое.

Эксплицитная (или собственно философская) эстетика сформировалась достаточно поздно. Честь ее (формального) закрепления в качестве науки новоевропейского толка принадлежит А.Баумгартену (1714 -1762), который ввел термин «эстетика» (1735), определил ее предмет, включил в систему других философских наук, читал курс лекций по эстетике и написал (не успев довести до конца) трактат «Эстетика» (1750-1758).

В работах А.Г. Баумгартена рассматривались 3 момента в определении эстетики:

- философия искусства - артистическое;

- учение о чувственно воспринимаемом, исходящее из определения Баумгартена;

- учение о прекрасном.

Баумгартен был убежден, что дух имеет два самостоятельных уровня бытия: «логический горизонт» и «эстетический горизонт» и определил эстетику как науку об особом чувственном познании, постигающем прекрасное, о законах создания на основе прекрасного произведений искусства и законах их восприятия. А.Г. Баумгартен понимал совершенное чувственное познание как прекрасное познание, а красота традиционно воспринималась ведущим предикатом искусства, эстетика чувственного восприятия посредством красоты трансформировалась в эстетику создания произведения искусства.

Английский эстетик Э.Бёрк (1729-1797) разработал субъективно-психологические аспекты эстетики. Он убежден, что прекрасное и возвышенное не являются объективными свойствами предметного мира, но возникают только в душе воспринимающего в акте созерцания им объектов, обладающих определенными свойствами (для прекрасного - небольшой размер, гладкие поверхности, плавный контур, чистые и светлые цвета; для возвышенного - огромный размер, туманность, угловатость, мощь, затемненность и т.п.). Эстетическая целесообразность, которая на основе чувства удовольствия представляется душе как прекрасное, определяется Бёрком в качестве субъективной целесообразности от ощущения соразмерности субъекта созерцаемому объекту. Идеи Бёрка оказали влияние на эстетическую теорию Канта и многих других эстетиков [2, с.456-466].