Полагаем, организованный скептицизм можно рассматривать как первый тип социологического воображения. Он характерен для социологов, представляющих первое поколение социологических теорий. Так К. Маркс увидел в, казалось бы, "свободных" экономических отношениях проявление некой "чуждой воли" - появились своеобразные концепции отчуждения, товарного фетишизма, давшие импульс исследованиям в этом направлении на годы вперед. Вместе с тем, структура данного типа социологического воображения накладывала ограничения на "вспышки озарения" в виде дискурса об "объективных" исторических законах.
Второй тип социологического воображения, сформированный на основе антипозитивистского мышления, был главным образом нацелен на выявление внутренних, латентных, как правило, неосознаваемых механизмов деятельности людей, формирующихся в контексте определенных ценностей. Анализ "духа капитализма", проделанный М. Вебером, позволил раскрыть внутренний смысл современного капитализма, формирование принципиально новых типов рациональностей, солидарностей, экономических и политических организаций.
Концепция социологического воображения Ч. Р. Миллса знаменует собой его третий, достаточно зрелый тип, адекватный динамическому типу мышления. Как и Маркса Миллса занимала проблематика свободы. Но движение к свободе трактуется им в контексте более сложной динамики, через призму утверждения культуры гуманистической рациональности, активной роли человека. "Свобода, - писал он, - это не только возможность делать все, что нам вздумается, или делать выбор из заданных вариантов. Свобода - это, прежде всего, возможность определить варианты выбора, обсудить их и только потом принять решение. Вот почему не может быть свободы без повышения роли разума в человеческих делах". Социолог не мыслил свободу без интеллектуальной общественности, которую он противопоставлял стихии массы, прямо отмечая, что в свободном обществе "доминирует истинная общественность, а не массы". По Ч. Миллсу, социологическое воображение - плодотворная форма самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться. Его ключевым элементом является взгляд как бы стороннего наблюдателя - попытка абстрагирования исследователя от привычного культурного контекста, что может привести к обнаружению новых, неизвестных ранее смысловых пластов человеческого бытия. "Это особое качество мышления и интеллекта, которое, вероятно, обеспечивает наиболее наглядное представление о самых сокровенных областях нашего бытия в их связи с более широкой социальной действительностью". Особо примечательно, что в социологическом воображении ученый видел своеобразную возможность личного активного участия исследователя в процессе изменения общества, политической и культурной жизни.
Спустя почти пятьдесят лет П. Штомпкой выработана концепция социологического воображения, представляющая ее исторически четвертый тип. Эта концепция, адекватная рефлексивной метапарадигме радикального модерна, делает акцент на восприятии общественной жизни в контексте "ускользающего мира" (Э. Гидденс), "текучей современности" (З. Бауман), на признании увеличивающегося разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни. Ее основные постулаты следующие: рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов и идентифицировать их; понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь; изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее; воспринимать общественную жизнь в ее динамике; признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни.
Ныне формируется пятый тип социологического воображения, который, предполагается, адекватен нелинейной метапарадигме постмодерна. Востребованность новой концепции социологического воображения осознается мировым социологическим сообществом. Об этом свидетельствует ряд попыток ее создания. Одна из них предпринята британским социологом Стивом Фуллером в книге "Новое социологическое воображение", изданной в 2008 году. По мнению ученого, потребность анализа усложняющегося социума, в частности, "овеществления спонтанности" "подорвала социальное научное воображение предшествующих типов. - чему способствовали противоположные стороны - как гуманитарные, так и естественные науки". Новая концепция социологического воображения предполагает мышление в терминах расширяющегося теоретического синтеза, примером чему могут служить "недавно появившиеся "прогрессивные" науки: социобиология, эволюционная психология, поведенческая генетика". Вместе с тем, она ориентирует социологов на видение возможных ненамеренных последствий научных инноваций, исходя из того, что "остается и всегда останется сомнение относительно нашего контроля над последствиями". При этом предлагаемая концепция социологического воображения основывается на биологическом неоредукционизме, акцентирует возрастающую роль инноваций, особенно ненамеренных последствий нанотехнологий для жизнедеятельности человека. Данная концепция, полагаем, хорошо работает в таких направлениях исследования, как риски здоровья, дискурс "старения" и "антистарения", новые подходы к пониманию человеческого тела. Вот проблематика рабочей группы "Тело в социальных науках" 1-го Форума социологии: границы телесности, тело и природа, танцующие тела в киберпространстве, транссексуальные и трансгендерные тела, телесный фактор в социальных сетях и др. Воистину, для занятий этой проблематикой необходимо новое социологическое воображение, позволяющее видеть латентные стороны и функции человеческой телесности, многогранность которой стала раскрываться и осознаваться лишь сегодня. На наш взгляд, у предлагаемой концепции есть ряд сильных сторон: предложение парадоксальных синтезов новейших подходов исследования поведения человека, акцент на амбивалентности последствий научных инноваций. Но есть и слабые стороны. Для нас, например, неприемлем ее радикализм - умаление предшествующих типов социологического воображения, недооценка духовной составляющей в жизнедеятельности человека.
Еще одна постмодернистская концепция социологического воображения связана со становлением "постчеловека" - современного человека, чье социальное взаимодействие немыслимо без использования новейших технологий и "интеллектуальных машин". Сегодня эти машины, естественно, влияют на характер функционирования социального фактора, придают ему новые властные возможности.
2. Социологическое мышление.
Социология, используя данные своих исследований и других социогуманитарных наук, должна составлять каркас мышления как системного понимания объективных и субъективных основ социальных процессов, взаимодействий социальных субъектов. Она при этом опирается на систему общих и частных понятий, исходя из которых формирует свою технику мышления, интеллектуальный инструментарий размышлений, размер поля сбора информации, который отличен от традиций социальной философии и конкретных наук.
Как пишет Бауман, социология имеет "свой угол зрения и набор вопросов
для изучения человеческих действий, а также собственную совокупность
принципов интерпретации фактов".
Безусловно, социологический образ мышления - скорее подход, метод, чем набор готовых выводов и рецептов. Последнее невозможно, т.к. в самой социологии существуют различные теоретико-методологические школы, тра-
диции, связанные, к примеру, с именами таких ученых, как Дюркгейм, Маркс, Вебер, Парсонс, Ковалевский, Сорокин и др. Они имеют свои исходные понятия, принципы и методологию. Это не разрушает единого социологического знания. Социология, имеющая в своей основе наиболее общие понятия и объяснительные принципы, выступает неким общим системным знанием по отношению к конкретным социогуманитарным наукам. К сожалению, становление социологического мышления, социологической культуры у нас, как уже говорилось, идет медленно. Сложность определяется тем, что был потерян опыт фундаментальных исследований в нашей социологии, заложенный М. Ковалевским, Н. Кареевым, Н. Данилевским, П. Сорокиным и др. Например, социологические труды М. Ковалевского не издавались с 1910 года до последнего периода. Такова же примерно судьба работ и других русских социологов. Зато миллионами экземпляров издавались работы одних и тех же авторов, угодных существовавшему режиму. В результате складывалось однобокое социальное мышление, лишенное разнообразия идей, парадигм и системности.
Мало переводилось фундаментальных социологических работ западных
ученых, а большая масса критических исследований в основном были упрощением того, что есть.
Вместе с тем нельзя сказать, что в период с 30-х до 90-х годов, несмотря на