Между некоторыми субкультурами существует антагонизм. Например, это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов.
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Часть современного общества составляет молодежь, которая не принимает большинства его ценностей и идеалов, а формирует свои собственные образцы поведения и идеологию.
Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. К данной проблематике ведущие социологи разных стран обратились в 60-х годах ХХ века, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным — как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась.
Существование молодежных субкультур оказывает противоречивое воздействие на подростков – от социализации и адаптации в обществе до поощрения асоциального и саморазрушающего поведения. В последнее время, возросшее внимание к проблеме субкультур в средствах массовой информации и во властных структурах связано с деятельностью таких современных молодежных субкультур, как готы и эмо, идеологической основой которых является тяга к смерти к суициду.
В период со 2 по 17 февраля 2009 года среди учащихся 9 и 11 классов школ г. Нижнекамска было проведено социологическое исследование по теме «Молодежные субкультуры». Всего в исследовании приняло участие 158 человек. Из них основную массу составили девочки (64%), что связано с продолжением обучения большого количества мальчиков после девятого класса в профессиональных лицеях и колледжах. Сравнение результатов проводилось между учениками девятых и одиннадцатых классов, а также между девочками и мальчиками.
Проведенный анализ показал, что ученики школ практически не владеют достоверной информацией о существующих молодежных субкультурах. Хотя и могут назвать до 12 различных субкультур. Среди наиболее известных были названы эмо (76%), готы (65%), неформалы (45%) и панки (43%). В ответах фигурируют такие субкультуры как реперы, рейверы, скинхеды, ска, хиппи, гопники, рокеры, металлисты и некоторые другие.
Большинство опрошенных учеников (69%) отметило, что в их окружении имеются представители молодежных субкультур. Таких учеников больше среди одиннадцатиклассников (72%), чаще всего такой ответ дают девочки (69%).
В целом, школьники достаточно нейтрально относятся к существованию молодежных субкультур и к взаимодействию с их представителями. Так, комфортно себя чувствуют рядом с представителями субкультур 22% школьников, дискомфортно – 27%, остальные чувствуют себя в их обществе безразлично. Девочки чувствуют себя более свободно(26%), чем мальчики (11%), а девятиклассники чаще ощущают дискомфорт (37%), чем одиннадцатиклассники (23%).
К внешним атрибутам субкультур школьники относятся довольно противоречиво: пирсинг и татуировки нравятся 36% учеников, не нравятся 34%, а еще 30% затруднились ответить на этот вопрос. Больше всего такие украшения нравятся девочкам (43%) и не нравятся – мальчикам (52%).
По результатам опроса, среди старшеклассников было выявлено только 9% тех, кто относит себя к какой-либо субкультуре, причем доля таких учеников возрастает с 3% в девятых классах до 12% в одиннадцатых классах. Мальчики чаще говорят о своей принадлежности к субкультурам (12%), чем девочки (7%).
Только 53% школьников дали ответ на вопрос об отношении родителей к молодежным субкультурам. Те из школьников, кто относит себя к представителям субкультур, на этот вопрос дали различные ответы: чаще всего родители относятся нейтрально (20%), достаточно много тех, кто относится отрицательно (19%) и несколько родителей относятся положительно. Примечателен тот факт, что ни один школьник, являющийся представителем субкультуры, не выбрал вариант ответа «родители не знают об этом».
По результатам анализа можно сделать вывод о том, что влияние молодежных субкультур в среде школьников незначительно и не грозит нарушением школьной дисциплины. Однако в перспективе возможно увеличение среди подростков количества представителей субкультур. После окончания школы снижается контроль за подростками, родители начинают относится к своим детям с большим доверием, а также появляется свободное время, и определенная часть бывших школьников может пополнить ряды таких субкультур как эмо и готы.
Поэтому для предупреждения этой тенденции выпускникам необходимо предоставлять объективную информацию об истории возникновения, развитии и особенностях современных молодежных течений и субкультур, а также об опасностях, которые они могут нести: алкоголизме, наркомании, суицидальном и асоциальном поведении. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде. Однако считать принадлежность к субкультуре клеймом не стоит, если это не перерастает рамки человеческого общества, некоторые субкультурные течения имеют позитивное общественное значение. Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.
Таким образом, основной задачей педагогов в этом направлении должна стать необходимость подготовки школьников к критическому восприятию различных объединений и субкультур.
Публикации в прессе. Мнение экспертов
В советское время отношение государства к субкультурам гибкостью не отличалось. Сегодняшние педагоги и чиновники не видят угрозы со стороны готов и эмо — последователей панк-движения. Зато ее видят милиционеры — под предлогом борьбы с «каннибалами» они провели облаву в ночном клубе. Специалисты же говорят, что нездоровая шумиха вокруг неформалов может привести к непредсказуемым последствиям.
В начале февраля город взбудоражило чудовищное убийство: два молодых человека, разнорабочий и флорист, задушили юную девушку, потом расчленили ее, потушили с картофелем и съели, вынеся остатки тела на улицу в пакете. В ходе распития спиртного возникла банальная ссора, которая, судя по всему, и стала причиной убийства. Однако последовавшее за этим людоедство вызвало серию предположений и слухов. Следователи заявили, что один из убийц и жертва принадлежали к молодежному движению готы, а «коллега» по преступлению представлял другое неформальное направление – эмо. При этом флорист проходил лечение в психиатрической больнице имени Скворцова-Степанова с диагнозом «расстройство психики».
Журналистам этого хватило. Заголовки газет запестрили страшными словами, суть которых сводилась к тому, что представители молодежных субкультур начали поедать друг друга. Реакция правоохранительных органов не заставила себя ждать. В ночь с 6-го на 7-е февраля ОМОН сорвал концерт группы «Аркона» в петербургском клубе «Арктика». По словам очевидцев, почти до утра омоновцы удерживали в клубе сотни людей, обыскивая и снимая отпечатки пальцев. После чего несколько часов примерно 400 задержанных подвергались допросам.. При этом у граждан изымались сотовые телефоны, с которых копировались все контакты. Выяснилось, что поводом для милицейской облавы стало убийство и съедение девушки-гота.
По мнению представителей неформалов, МИТ и общественность создают негативный образ т.н. «готов» и «эмо». Так, администратор концертного агентства Антон Суслов, позиционирующий себя как гот, процитировал сообщения прессы, в которых готов обвиняли в вампиризме, кладбищенском вандализме и склонности к суицидам. «Дошло до того, что про нас пишут, будто мы при встречах кусаем друг друга за шею и высасываем кровь, — возмутился Суслов. — А еще мы якобы убиваем кошек на кладбищах и разрываем могилы, чтобы заняться некрофилией. Но это же бред! Мы нормальные люди».
Мнение о том, что готы и эмо не являются агрессивной молодежной культурой, подтверждают начальник отдела молодежных субкультур Городского центра «Контакт» Владимир Гущин, и директор того же центра Ваган Канаян. Более того, по мнению этих экспертов, готы и эмо являются наиболее миролюбивыми из всех молодежных течений. Канаян упрекнул петербургские СМИ «в нагнетании истерии» и необъективном освещении убийства петербургской девушки, совершенного якобы готами. В результате в Петербурге появились слухи о тысячах сатанистов, готовых к нападениям на мирных горожан, и «только рассылка информационных писем директорам школ помогла не допустить массовой истерии».
По данным доцента кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Игоря Персианова, в городе существует множество молодежных субкультур, их можно условно подразделить на социальные, асоциальные и просоциальные. При этом представителей одной субкультуры легко перепутать с представителями другой. Готы — это чрезвычайно широкая субкультура , имеющая отношение к вампиризму, мистике, миру теней. У готов есть своя музыка, свое кино, литература (в частности, классик французской литературы Бодлер, ранние Блок и Брюсов). Готы носят черную одежду, покрывают лица белым кремом. Не следует ассоциировать готов с сатанистами: хотя они зачастую используют схожую атрибутику, никакого отношения к религии их увлечение не имеет.
«Интересно, что и готы, и эмо являются современной интерпретацией вчерашнего панка. В этом смысле движение эмо является парадоксальным сочетанием панка и гламура. Только эмо — это панк, переработанный девичьим сознанием, идеально соответствующий особенностям психологии девочки-подростка», — отмечает Персианов. Эта субкультура основана на идее открытого проявления чувств, но вопреки изначальной идее эмо, меланхолия и депрессивные состояния у подростков преобладают над жизнерадостными проявлениями.