Смекни!
smekni.com

Социализация личности 12 (стр. 2 из 4)

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Формирование человека как личности — это построе­ние собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с дру­гими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное созда­ние личности с уникальными внутренними качествами и одновремен­но с воспринятыми общими для ее социального окружения качества­ми, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. То, что личность развивается не просто путем автоматического раз­вертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изо­ляции человеческого индивида. [5, 72]

Как же осуществляется формирование личности в ходе группо­вого общения, когда человек осознает свое Я? Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса.

Теория «зеркального Я».

На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологичес­кими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864—1929) выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преоб­разуют себя и свой мир путем участия в процессах социальных интеракций, и утверждал, что наше сознание активизируется в социальном контексте. Это утверждение лучше всего иллюстрирует теория «зеркального Я» — процесса, в ходе которого мы мыслен­но становимся на точку зрения других людей и видим себя их глазами или так, как, по нашему мнению, другие люди видят нас. Базовой посылкой любого типа социального поведения является наша способность прогнозировать точку зрения других людей. [1, 42]

В результате мно­гочисленных исследований он определил, что развитие концепции соб­ственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запу­танного процесса и не может осуществляться без участия других лич­ностей, то есть без социального окружения. Каждый человек, по предпо­ложению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и пре­красно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно час­то, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в ко­нечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое соз­дание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут раз­очаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой.

Самосознание. Кули предполагал, что «зеркальное Я» пред­ставляет собой постоянный ментальный процесс, для которого ха­рактерны три фазы. Во-первых, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других людей. Например, мы можем решить, что в их глазах мы полнеем. Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут оценивать нашу внешность. Мы прекрасно знаем, что обычно окружающие рассматривают тучных людей как непривлека­тельных. В-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего само­ощущения, например чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди. В нашем случае мы, скорее всего, будем испытывать беспо­койство или неловкость, вызванные нашей воображаемой тучнос­тью. [1, 43]

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на поведение или внешность индивида дает об­раз социального Я. В результате может измениться восприятие человеком своих спо­собностей. Развиваясь, личность становится не только более строгой при вы­боре группы индивидов, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Чело­век всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше дру­гим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реак­ции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. [5, 74]

Процесс зеркального отражения собственного Я является субъ­ективным процессом и не обязательно соответствует объективной реальности. К примеру, жертвы невроза по поводу своей якобы полноты намеренно морят себя голодом, не желая соглашаться с тем, что в действительности они не толстые, а худые или страдают болезненными состояниями, в убеждении, что они чересчур пол­ные. Понятие «зеркального Я» не подразумевает, что наше пред­ставление о самих себе обязательно радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком или новой ситуа­цией. В связи с этим полезно провести грань между собственными воображаемыми образами, так называемыми само-имиджами, и собственным представлением о себе. «Само-имидж» — это наш внутренний собственный образ, обычно относительно кратковре­менный; он изменяется по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. Представление о себе — это более стабильный взгляд на самого себя, вневременное ощущение самого себя — наше долговременное или постоянное «истинное Я». «Само-имиджи» обычно накапливаются с течением времени и оказывают влия­ние на относительно устойчивое представление о самом себе. В це­лом можно сказать, что последовательность «само-имиджей» ско­рее корректирует, чем вытесняет наше более ясно выкристаллизо­вавшееся представление о самом себе, или самоидентичность. [1, 44]

Застенчивость. Поскольку людям свойственно самосознание, они часто испытывают чувство застенчивости. Застенчивость — это общая тенденция испытывать напряжение, скованность и нелов­кость в общественных ситуациях. Видимо, одна из причин этого заключается в том, что японцы находятся под сильным воздействием исторически сложившейся в их стране «культуры стыдливости», согласно которой человек обя­зан сохранять сдержанность, дабы не подводить своих родных и близких. Застенчивость ложится на человека тяжким грузом, ставит пре­поны на пути достижения человеком счастья и раскрытия своего потенциала. Застенчивые люди постоянно находятся под самоконтролем, слиш­ком поглощены проблемой собственной адекватности и адекватнос­ти своего поведения. Вследствие этого естественность их поведения страдает — они не могут «расслабиться» и не дают сами себе окунуться в водоворот жизненных взаимодействий.

Подавленность — это внутренняя модель поведения, не дающая человеку достичь собственного уровня навыков и способностей под воздействием внешнего давления или самодавления. Подобно за­стенчивости, подавленность возникает, когда процесс индивидуации идет неадекватно. [1, 43-44]

Определяя возможность формирования личности, Я-образа на ос­новании зеркального Я, Ч. Кули тем не менее не учитывал активность личности. В соответствии с его учением личность развивается толь­ко благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оце­нок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществля­ется социализация индивида в группе. [5, 75]

Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно по­стоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей че­ловек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в лич­ном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального Я на ос­новании оценок компетентных специалистов. Зеркальное Я, формирующее личность, вследст­вие таких искажений никогда полностью не соответствует действи­тельному положению вещей.

Теория «обобщенного другого».

Джордж Герберт Мид (1863—1931) продолжил разработку идей Кули и сделал множество собственных открытий. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Внут­ренне мы принимаем двойную точку зрения: одновременно являем­ся субъектом — наблюдателем и объектом — наблюдаемым. В соб­ственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя. [1, 42]

Мид обозначил субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности словом «я» (I), а объективный — словом «меня» (те).

Так, например, что происходит, когда студент размышляет, задать или не задать вопрос профессору, читающему у него на курсе лекции. Он думает: «Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать», то есть он воображает отно­шение профессора к студентам. При этом студент как бы берет на себя роль профессо­ра и смотрит на самого себя как на объект, или «меня» (студента). При этом именно он, действуя уже в качестве субъекта, или «я», решает, что задавать вопрос не стоит.

По Миду, ключ к развитию самосознания детей лежит в освое­нии ими языка. С помощью языка мы стараемся настроиться на те действия, каких хотели бы добиться от других. Мысленно мы спра­шиваем себя: «Если я хочу, чтобы этот человек отреагировал имен­но так, что для этого нужно? Что требуется от меня, чтобы воздей­ствовать на него таким образом?» Мид приводит следующий при­мер: учительница просит ученика принести стул в аудиторию. Ве­роятно, он выполнит просьбу, а если не выполнит, то учительнице скорее всего придется самой принести стул. Прежде чем попросить ученика принести стул, она должна проиграть всю сценку в собст­венном уме.