Смекни!
smekni.com

Социализация личности 12 (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие социализации…………………………………………………………4

2. Основные факторы развития личности……………………………………….6

3. Основные теории социализации личности………………………………….7

4. Ресоциализация и десоциализация………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………18

Список используемой литературы……………………………………………19

Введение

Понятие «социализация» в социологии занимает неоднозначное место. В контексте социальной психологии оно относится к процессу, в ходе которого индивиды науча­ются определенным формам взаимодействия с окружающей социальной средой, интериоризируют, то есть глубоко усваивают эти формы, включая их в свою личность, и становятся членами различных социальных групп, приобретая в них конкретный статус. Таким образом, социализация — это одновременно и процесс научения на­выкам социального взаимодействия, и процесс культурной адаптации и интериоризации. В силу своего содержания термин «социализация» является междисциплинар­ным и используется в таких разных областях знания, как культурная антропология, психоанализ, интеракционистская психология. [1, 30]

Тема данной контрольной работы: «Социализация личности». Даная тема является всегда актуальной в виду ее постоянного практического применения: ни один индивидум человеческого общества не может взаимодействовать с обществом, не пройдя основные этапы социализации. Говоря о социализации личности нельзя не обозначить понятия социализации и личности. Поэтому ставятся следующие задачи:

- рассмотреть понятие социализации;

- выявить основные факторы развития личности.

Так же основной задачей является описание основных теорий социализации личности.

Процесс социализации личности не может протекать гладко и равномерно, поэтому в ходе данной работы рассмотрены и процессы ресоциализации и десоциализации.

1. Понятие социализации

Социализация — это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не просто характеризует развитие личности, но и является своеобраз­ным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типо­вые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реак­ции и формы активности. [1, 30]

Социализация позволяет индивиду приобрести багаж, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. С этой целью, в частности, индивид должен научиться определен­ным правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пристрастия, адаптиро­ваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляю­щем географическую среду проживания его группы. Кроме того, в процессе социализации индивид обретает соци­альное самоотождествление, то есть возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и пове­денческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и достигнув взрослого состояния, индивид вынужден адаптиро­ваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынуж­денная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и так далее), к новым ролям — при вступлении в брак, рождении детей, занятии должностей.

Процесс социализации осуществляется разнообразными формами научения, которые всегда задействованы в комплексе. Среди основных форм научения можно выделить: научение закреплением (закрепление осуществляется путем направлен­ного применения системы поощрений и наказаний), научение через наблюдение (наблюдение и подражание старшим). Существуют так же различные агенты социализации, такие как семья, школа, окружение сверстников, средства массовой информации. [1, 30-31; 4, 207]

Итак, принято выделять первичную со­циализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклон­ный возраст. Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юнос­ти, но развитие личности продолжается и в среднем и по­жилом возрасте. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ро­лей на работе, дома, на общественных мероприятиях и так далее.

Из всего вышеперечисленного следует, что социализация осуществляется в процессе общения с другими людьми. Такое общение, вербальное или невербальное, составляет необходимое условие того, чтобы ребенок стал социализированным индивидом, а взрослый человек занял свое место в обществе.

2. Основные факторы развития личности

Личность является одним из тех феноменов, которые редко ис­толковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. Представляет­ся удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социаль­ных отношений посредством активной деятельности и общения». [2, 207]

Для анализа возникновения и развития личностных черт разде­лим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индиви­дуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на лич­ность.

Биологическая наследственность. Черты биологического наследия дополняются врожден­ными потребностями человеческого существа, которые включают по­требности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и от­сутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сход­ные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем груп­повые различия уже нельзя объяснять биологической наследственно­стью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, уникальной субкультуре.

Следовательно, биологическая наследственность не может полно­стью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социаль­ных общностей, а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное раз­нообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность.

Физическое окружение. Ряд известных социологов говорят о том, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, геогра­фических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гу­милева. Теории, разработанные этими исследователями, не могут оправдать решающего влияния фи­зического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные ти­пы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие груп­повые признаки личностей развиваются в разных условиях окружаю­щей среды.

В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влия­ние на формирование отдельной личности незначительно и несрав­нимо с влиянием на личность культуры группы, группового или ин­дивидуального опыта. [3, 50]

Культура. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зави­сит от того, на какой ступени развития находится то или иное обще­ство. Каждое общество дает прак­тически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, воз­никает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества, и эту личность можно назвать модальной. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты в срав­нении с личностью, воспитанной в христианской стране. Таким обра­зом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые вопло­щают средние общепринятые черты. Однако в сложных обществах из-за наличия в них большого чис­ла субкультур очень трудно найти общепринятый тип личности. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры. [2, 208]

Итак, на формирование личности определенное влияние оказы­вают биологические факторы, а также факторы физического окруже­ния и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной
группе. Однако следует помнить, что главными факторами, опреде­ляющими процесс формирования личности, безусловно являются
групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти
факторы в полной мере проявляются в процессе социализации лич­ности.

3. Основные теории социализации личности

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологиче­ский организм и его основной заботой в этот момент является соб­ственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок ста­новится человеческим существом с комплексом установок и ценно­стей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шабло­нами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса – социализации. В ходе это­го процесса индивид превращается в человеческую личность. Социа­лизация — процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через форми­рование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.