Смекни!
smekni.com

Образ семьи в представлении студентов и школьников (стр. 5 из 7)

Вопрос формирования установок на семью и семейный образ жизни ученые начали исследовать недавно. Прежде всего, это связано с изменением самого типа семьи, а также системным кризисом института семьи в современных российских условиях. Отечественные исследователи связывают нынешний кризис семьи, деформацию многих семейных ценностей среди различных категорий населения не только с изменением ценностных ориентаций современной молодежи, но и с общемировыми тенденциями.

В современной российской семье главной функцией становиться не ведение совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а отношения между супругами. В современных условиях, где отношения между супругами являются решающим фактором стабильности молодой семьи, необходимо формировать и толерантное отношение к различным типам и видам семьи среди старшего поколения и среди самой молодежи.

В последнее время уделяют особое внимание кризисным явлениям в сфере семейных отношений: падение жизненного уровня большинства российских семей с детьми, снижение воспитательной функции семьи, увеличение числа разводов, социальное сиротство. Это негативные явления возникают в том числе из-за того, что специальная поддержка семьи не находит должного внимания ни у государства, ни у общества в целом.

2.1. Формирование нравственных ценностей в семье.

Ребенок не рождается на свет нравственным и безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Идеалами воспитания является гармоничное развитие детей, которое осуществляется главным образом в семье. Первые годы жизни проходят под воздействием близких людей, родственников, семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них нормам поведения. Основой устойчивого поведения и отношения субъекта к окружающему современная педагогика и психология считают ценностные ориентации.

Высшая общечеловеческая ценность – личность человека, его неповторимая, индивидуальность. Система нравственных ценностей должна ориентироваться на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, совесть, истину, на семью, труд. Вопросами формирования нравственных ценностей в семье занимались многие педагоги и психологи. Джон Локк полагал, что первейшая цель воспитания ребенка в семье – добродетель, воспитание нравственного человека. К.Д. Ушинский подчеркивал, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задачи воспитания в семье – научить ребенка любить красоту нравственных поступков.

Семья является могучим воспитательным средством. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, по отношению к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование проходит на бессознательном уровне. Родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы, игр. [17] А на основе нравственных ценностей ребенок лучше усвоит семейные ценности.

2.2. Основные проблемы формирования семейных ценностей.

Формирование семейных ценностей должно начинаться еще в детстве. Формирование должно стать целенаправленным процессом, направленным как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье – это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе. Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а затем в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. К проблемам современной семьи необходимо привлечь внимание средств массовой информации (через социальную рекламу). Особенно важно формирование общественного мнения сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни российского общества. В современной России формированию должного отношения к семье не уделяется внимание. Особую остроту приобретают вопросы сексуального поведения российской молодежи, репродуктивного здоровья юношей и девушек. Также присутствует низкая правовая грамотность среди россиян, в том числе и среди молодого поколения. В обществе не разработаны меры для повышения правовой грамотности населения. Достаточно низкая активность и заинтересованность самой молодежи в вопросах семейных отношений. Мотивами вступления в брак остаются базовые супружеские ценности – любовь, рождение и воспитание детей в семье, доверительное общение с близким человеком. Низкий уровень знаний о семейной жизни, низкая культура населения в целом, включая правовую, приводят к появлению проблем и большому количеству разводов.

С решением уже известных проблем семьи, связанных с повышением ее уровня жизни, а также ценности института семьи для государства и общества, укрепление семьи как социального института, профилактика деструктивных тенденций, важно формировать должное позитивное отношение среди различных категорий молодежи к семье и браку. Помимо социальной рекламы в СМИ, различных мероприятий, посвященных проблемам молодой семьи, необходима целенаправленная подготовка молодого поколения к вступлению в брак еще задолго до создания семьи. Однако важны не только знания. Необходимы должные позитивные установки на семью и брак, готовность реализовать заявленные установки на практике в повседневной семейной жизни. В современных условиях, когда внешний социальный контроль за поведением молодежи ослабел, а силы внутреннего еще не сформированы, необходимо воспитание культуры чувств и умения жить в семье.[9]

2.3.Традиционные семейные ценности.

Традиционные семейные ценности во всех сообществах формировались на протяжении длительного времени и, явились результатом эволюции разнообразных форм и видов общественных объединений: от первобытного человеческого стада, через родоплеменные отношения, полигамную и моногамные типы семьи, религиозные основы отношений между мужчиной и женщиной к государственному регулированию семейно-брачных отношений.

Механизм формирования семейных ценностей совершенно совпадает с масштабным механизмом формирования любой национальной традиции вообще: трудовой, бытовой, обрядовой, художественной и т. д. Накопление социального опыта, его тщательный естественный отбор, стереотипизация элементов, их последующее воспроизведение и передача от поколения к поколению – вот краткая схема этого процесса, занимающего в реальной жизни тысячелетия, в котором участвуют десятки тысяч поколений людей.

Материалом для анализа русских семейных ценностей служит прежде всего русский фольклор и отдельные памятники древнерусской литературы.

Система семейных ценностей в русском фольклоре прослеживается практически во всех жанрах, но наибольший интерес представляют следующие: семейные обряды и их поэзия, сказки, былины; лирические внеобрядовые песни; материнский фольклор; пословицы и поговорки. Анализируемая проблема детально раскрывается в жанре, имеющем наиболее обобщенное содержание, – в русских пословицах и поговорках. Именно они обладают ярко выраженной мировоззренческой концептуальностью, затрагивающей все стороны народной жизни, в т. ч. семейный уклад. Пословицы русского народа, касающиеся организации уклада, представляют собой своеобразный регламент построения семьи и семейных отношений.

Такой достаточно большой свод позволяет выделить основные семейные ценности русского народа. Во-первых, эти пословицы в совокупности создают модель формирования национального уклада жизни человека как уклада семейного. Процесс его создания выглядит следующим образом: 1) обоснование семейного уклада; 2) последовательность создания семьи; 3) семейная иерархия; 4) семья и общество; 5) собственность и территория семьи; 6) эмоционально-психологические основы семейных отношений. Во-вторых, семейные ценности, отобранные опытным путем в результате исторического процесса формирования моногамной семьи, в дальнейшем обретают социальную роль юридических и нравственных норм, функционирующих в виде устных бытовых установок. Их исполнение становится теперь основным условием продуцирования и жизнедеятельности семьи как особой социальной ячейки. Национальная идеология сознательно культивирует эти установки в виде пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки в таком случае служат базовой ценностью, охраной которой по устному обыденному праву занимается общество в целом и каждый человек отдельно.

Семья сложилась как главная социальная и биологическая модель существования и репродукции человека. Она обрела все функции накопления и передачи цивилизационного опыта ее членами. Эта форма сама по себе стала традиционной ценностью, ее репродуктивная функция и результат функции – дети – есть основной показатель семьи. Поэтому дети также входят в разряд основных ценностей. В традиционных обществах воспитание детей представляет собой процесс передачи опыта. Опыт в определенном смысле есть сакральное знание. Поэтому он имеет ценностное значение. Всякий опыт в виде устных установок и материальных предметов есть преемственный материал традиционной крестьянской культуры, культуры, прежде всего, как знания прошлого. Ценностный ряд поддерживается всей иерархией родственников, входящих в состав рода. Таким образом, понятия «семья», «дети», «родня» и жизненный опыт, которые реализовывались в сфере «дом – двор – хозяйство» через трудовую и досуговую деятельность, составляли основные традиционные семейные ценности.[10]